Крещение Руси

На модерации Отложенный

В русской истории существует много малоизвестных и таинственных событий. В этом Россия ничем не отличается от остального мира. Но у нас почему-то чем значительнее для истории событие, тем меньше подробностей о нем известно. К тому же, многие правители и историки никак не могли устоять перед искушением несколько подправить известия о давних событиях.

 Владимир

Это во многом касается и принятия Россией христианства. Сейчас общепринятым является рассказ о Владимире Равноапостольном, крестившем дикую языческую Русь.

В летописях утверждается, что первоначально христианство на берегах Днепра проповедовал сам апостол Андрей Первозванный. Именем апостола Андрея был даже назван высший орден Российской империи.

Однако о том, что это поздняя «вставка», свидетельствует «Повесть временных лет», в которой в 983 году прямо сказано: апостолы к славянам не ходили.

В принципе, можно говорить о раннем проникновении христианства на земли, вошедшие позднее в Российскую империю: в Крыму христианские общины, вероятно, появились еще в первом веке нашей эры. Во всяком случае, именно сюда был выслан папа Климент, могила которого затем длительное время заботливо сохранялась.

Кроме того в Молдавии, по свидетельству Константина Багрянородного, имелось довольно много заброшенных городов со следами церквей и монастырей. Как считается сегодня, эти города относились к IV-V векам.

Вероятно, в Крыму или в этих городах некоторые славяне приобщились к вере Христовой. Во всяком случае, просветителю Кириллу (Константину) в начале 60-х годов IX века было известно евангелие и псалтырь, написанные русскими «чертами и резами».    

О раннем христианстве на Руси сохранились и некоторые литературные свидетельства. Так в «Житии св. Стефана Сурожского» сообщается, что вскоре после 787 года Сурож (Судак) был захвачен русской ратью князя Бравлина из Новгорода. Под воздействием св. Стефана русский князь со своими боярами принял от архиепископа Филарета святое крещение. И хотя сам Филарет – лицо вполне историческое, однако вызывает большие сомнения существование Новгорода в VIII веке, да и в самом начале IX-го.

Кроме того, само «Житие св. Стефана Сурожского» встречается только в славянских рукописях, а греческий оригинал совершенно не известен. Сегодня предполагается, что это Житие было создано на Руси в XV веке. Правда, существует версия о его появлении в конце X века в Крыму уже после крещения Владимира Великого.

Следующим свидетельством христианизации Руси является соборное послание Константинопольского патриарха Фотия. В начале 867 года он написал, что так называемые русы приняли христианскую веру, епископа и пастырей.

Между прочим, с этим событием связано почитание Покрова Богоматери. В 866 году русский флот в 200 судов подошел к стенам Константинополя. Император Михаил III и патриарх Фотий обмакнули кусок ризы Богородицы в море. После этого начался шторм, и многие русские корабли были выброшены на берег. Именно этому чуду – поражению русского флота и посвящены все наши русские Покровские монастыри и церкви.

После чуда с уничтожением флота русов в Константинополь было прислано посольство, с просьбой о крещении. По всей вероятности, это посольство было отправлено киевским князем Оскольдом, или Аскольдом, как его еще называют некоторые летописи. Однако, возможно, крестились только русы, жившие на границе с Крымом.

В этом случае Оскольд и его бояре приняли крещение примерно в 873 или 874 году при императоре Василии I. О крещении русов в это время упоминают византийские и русские источники. Об этом же свидетельствуют и данные археологии. В окрестностях Киева языческий обряд трупосожжения в IX в. начинает сменяться погребениями с трупоположением. 

Несмотря на то, что многие русские летописи называют Оскольда варягом, польские источники считают его потомком Кия. С другой стороны, по русским же летописям, именно Оскольд и Дир начали владеть полянами. По всей видимости, до них Киев и поляне были под властью хазар.

В пользу хазарского владения Киевом, говорит и наличие в городе целого квартала – Жидовского, который располагался в районе нынешней Львовской площади. Там же находились и Жидовские городские ворота. Как известно, по вероисповеданию хазары было иудеями. Кроме археологии и топонимики, о наличии в IX-X в городе большого количества евреев имеются письменные свидетельства.

Так первое письменное упоминание Киева содержится в письме одного еврейского купца в Прагу. А в «Житии св. Феодосия Печерского» рассказывается о том, как святой ходил по субботам в Жидовский квартал и спорил там с евреями, надеясь быть ими убитым и таким образом стать мучеником за веру. Чего, не знаю уж, к счастью или к несчастью, не случилось.

Даже после походов Святослава хазары и иудаизм имели большое влияние в Киеве. Оно было столь значительным, что при Владимире Великом рассматривался вопрос принятия руссами иудаизма.

Вплоть до XII века великие князья Киевские носили титул кагана. Такой же титул был и у правителя Хазарского каганата. На столпе в среднем нефе Софийского собора сохранилась надпись о смерти кагана Ярослава (Мудрого).

По всей видимости, освободившись от хазарской зависимости, поляне переняли хазарское устройство государства и их титулатуру.

Это предположение дает возможность объяснить роль Дира. Убитый вместе с Оскольдом, он, однако, был похоронен в другом месте. Маловероятно, чтобы Дир был близким родственником Оскольда. Но он вполне мог быть, следуя хазарской традиции, главным полководцем Киевского князя. В Хазарии эта должность называлась «шад».

Не отсюда ли пошла и на Руси должность воеводы? Из истории известны влиятельные воеводы Свенельд и его сын – Лют Свенельдич, Добрыня, который был дядей Владимира Святославича, и другие. Однако, со временем роль воевод в управлении государством уменьшилась.

При Оскольде и Дире христианство все-таки не стало государственной религией в Киеве. После неудачного похода на Константинополь в 873 (874) года Оскольд и Дир вернулись в Киев с малой дружиной. Военное поражение усугубил значительный неурожай.

Все это способствовало захвату Киева в 882 году новгородским князем Олегом. Хотя насчет Олега можно предположить, что он был только воеводой при малолетнем князе Игоре.

В Иоакимовской летописи сказано: «Блаженный же Оскольд предан был киевляны и убиен бысть, и погребен на горе, где же стояла церковь святого Николая, но Святослав разруши ю, яко речется». Обращает на себя внимание титулатура Оскольда – «блаженный». Так христиане называют только христиан. По другим известиям, через примерно 200 лет некто Ольма поставил над Оскольдовой могилой новую церковь святого Николая.

Интересно, что Дир был похоронен значительно ближе к центру Киева – за позднейшей церковью святой Ирины, то есть в районе нынешнего Софийского собора.      

По всей видимости, в Киеве после смерти Оскольда вновь восторжествовало язычество. Кстати, поклонение варягов Перуну позволяет предположить, что родом они были отнюдь не скандинавы. По всей видимости, варяжские князья были ободритами или пруссами. Во всяком случае, именно у древних пруссов и литовцев особо почитался Перун (Перунас). В Скандинавии о таком боге совершенно ничего не известно.

Нет, однако, никаких сведений о гонениях в Киеве на христиан после Оскольда. При Олеге власть киевских князей территориально расширилась: дань Киеву начали платить древляне, радимичи и северяне. По некоторым данным, к концу правления Олега влияние языческих жрецов (волхвов) значительно уменьшилось.

Примерно в 912 или в 922 году великим князем Киевским стал Игорь. Происхождение этого князя от Рюрика вызывает большое сомнение. Во всяком случае, Рюрик умер в 879 году, следовательно, к моменту захвата Олегом Киева (882) Игорю могло быть, в лучшем случае, три-четыре года, так как погиб он в 945 г., будучи не очень старым.

Каким образом у Игоря к моменту гибели оказался только один сын Святослав – совершенно непонятно. Если следовать традиционной версии, то к моменту рождения первенца – Святослава (930 – 933) Игорю было уже за пятьдесят. А его жене Ольге – за сорок пять. Что, признаться, весьма странно.

Известно, что Игорь и Ольга поженились в 903 году. Существует версия, что Святослав у них родился в 920 году. Это вполне может быть. А позже появился на свет младший брат Святослава – Глеб. Рождение детей только через 17 лет после свадьбы – вещь весьма возможная.

Удивительно, что Ольга не только не ушла из жизни вслед за мужем, как того требовала славянская традиция, но и отстранила от власти своего двадцатипятилетнего, вполне взрослого сына. Если он все-таки родился в 920 году. Ну, а если Святослав появился на свет вскоре после свадьбы родителей, то к 945 г. ему было уже за сорок. И ни о каком регентстве Ольги после смерти Игоря речи быть не могло. Если, конечно, Святослав не был умственно отсталым.

При Игоре, в 945 году, после очередного неудачного похода на Константинополь, был заключен еще один мирный договор с греками. Тут интерес представляют не только имена участников переговоров (почти сплошь варяжские), но и то, что часть русских приводилась к присяге в соборной церкви святого Ильи «над ручьем в конце Пасынчей беседы и Козарского урочища».

Следовательно, в Киеве христианство при Игоре, а может быть и при Олеге, было настолько распространено, что в городе имелась соборная церковь. А наличие собора говорит о том, что в городе было несколько церквей.

Осенью 945 года, во время похода на древлян, Игорь был убит. Как утверждают некоторые летописи, к этому году Святослав Игоревич был не старше 15 лет. Но это значит, что он родился в 930 году. То есть, через двадцать семь лет после свадьбы Игоря и Ольги.

Ольга

Вместо Святослава стала править его мать – Ольга. Она сумела вновь покорить древлян и провела в стране административную реформу.

В 959 году Ольга отправилась в Константинополь, где и приняла крещение. Но возможно это произошло в 945 году, сразу после смерти Игоря. По другим данным, Ольгу крестили болгарские священники. Во всяком случае, в византийском описании приема русской архонтессы Эльги императором упоминается духовник великой княгини киевской.

Вернувшись на родину, Ольга (в крещении – Елена) попыталась ввести на Руси христианство, но столкнулась с решительным противодействием со стороны собственного сына – Святослава.

Во всяком случае, в 969 году Ольга умерла христианкой и была похоронена по церковному обряду. Лет ей к этому времени было больше 80. Весьма преклонный возраст. Ее сын Святослав был совершенно чужд христианскому смирению. Во время похода на Византию он приказал убить своего собственного брата Глеба за его христианские верования. Кроме того, Святослав послал в Киев приказ разрушить там все церкви.          

Только гибель Святослава в 972 году не позволила окончательно ликвидировать христианство на Руси.

Как это часто и бывает, гибель правителя привела к началу гражданской войны. Уходя в поход на Болгарию, Святослав назначил своего старшего сына Ярополка управлять Киевом, второго своего сына – Олега назначил наместником в Древлянской земле. А своего младшего сына Владимира Святослав отправил княжить в Новгород.

В 977 году Олег Древлянский был разбит Ярополком в битве при Овруче. Узнав об этом, Владимир бежал за море к шведам. Ярополк занял Новгород. В 980 году, собрав войско, Владимир вернулся на родину.

Вскоре он отбил Новгород, подчинил Полоцк и двинулся на Киев. В трех днях пути от Смоленска войско Ярополка переметнулось на сторону Владимира. Как утверждают летописцы, киевляне не любили Ярополка за то, что он дал христианам «волю великую». Вскоре Ярополк был предательски убит, и Владимир стал великим князем Киевским.

Новый великий князь попытался укрепить язычество в Киеве. На холме за теремном двором были поставлены кумиры главных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Бросается в глаза отсутствие Велеса, в период правления Игоря считавшегося одним из самых главных богов славянского пантеона.

В 983 году Владимир победил ятвягов «и взял их землю». Было решено принести богам благодарственную жертву. Человека для жертвоприношения выбирали по жребию.

В этот раз он пал на Федора, сына варяга-христианина Иоанна. Отец и сын воспротивились этому жребию и погибли, сражаясь в своем собственном доме. В последствии, на мести их гибели был построена Десятинная церковь

Варяги Иоанн и Федор стали первыми мучениками земли Русской. Сегодня они покоятся в Киево-Печерской лавре в Антониевой пещере. К ним прикладываются «о чадородии». Интересно, кто и как сохранил нам трупы этих первомученников российских?

Выйдя на широкую международную арену, Владимир быстро выяснил, что зарубежные правители к язычникам относятся без уважения. Кроме того, язычество не соответствовало ни размерам, ни потребностям страны.

Примерно к 987 году встал вопрос о выборе единой веры. В качестве возможных вариантов рассматривались монотеистические религии того времени: мусульманство, иудаизм и христианство. Причем последнее – в двух вариантах: восточное и западное.

О месте крещения самого Владимира существует несколько известий. По сообщению Иоакимовская летопись Владимир принял крещение от болгар. И произошло это, вероятно, в городе Василькове. Если бы не христианское название города, можно было бы предположить, что это так и было в действительности. Нужно обладать совершенно неумеренной фантазией, чтобы связать такое важное событие с заштатным городишком.

По другим известиям, Владимир крестился в Корсуне (Херсонесе), после того как захватил этот город, и после того, как туда приехала византийская принцесса Анна. Эта самая принцесса была дочерью Болгарского царя Петра и Марии-Ирины – внучки императора Романа I. Поэтому ее дети, Борис и Глеб, в источниках часто называют детьми болгарки.

Так что господа ромеи несколько обманули наивных варваров, подсунув вместо дочери действующего императора правнучку давно умершего басилевса. Кстати, великий князь Киевский был удостоен византийского придворного титула «стольник».

Похоже, Корсунь Владимир захватил в рамках договора с византийскими императорами Василием и Константином. А договор этот был заключен, так как императоры крайне нуждались в помощи Киевского князя для подавления восстания Варды Фоки.

По всей вероятности, Корсунь русские захватили 23 апреля 990 года. Но к этому времени Владимир уже считался родственником императора.

Массовое крещение киевлян было проведено 1 августа 990 года. Их всех загнали в речку Почайну, после чего объявили христианами.

Хотя сегодня официально считается, что крещение Киева произошло в 988 году. Но в ранней русской хронологии имеется много неточностей и спорных дат.

На народ большое впечатление произвело свержение старых богов. Их сволокли к Днепру и бросили в реку. Некоторые малосознательные киевляне бежали по берегу и просили своих старых богов: «Выдыбай, выдыбай», т.е. «Вынырни». Перун выдыбал и пристал к днепровскому берегу в том месте, где сейчас Выдубичи. Доблестные княжеские дружинники, однако, пресекли это непотребство и отогнали деревянного бога до самых порогов.  

Если ни о каких кровавых эксцессах при крещении Киева в летописях не упоминается, то в Новгороде пришлось поджечь часть домов, чтобы заставить горожан креститься. Были и другие жертвы.

Долгое время на Руси процветало двоеверие. Официально все были христианами. Но это была только внешняя религиозность. Во всяком случае, языческие праздники отмечают до сих пор. Пусть и под другими названиями.