Чуваши - потомки амазонок?

На модерации Отложенный
Женщины с прошлым 

Легендарные амазонки прославились на весь мир своими боевыми заслугами и нетерпимостью

к мужскому полу, но до сих пор считались лишь мифом. Поиски следов таинственных женщин-

воинов привели корреспондентов «Итогов» в Чувашию

 

Официальная историческая наука отвергает факт реального существования амазонок. Мол, они жили только в древнегреческих мифах. Об амазонках древние эллины рассказывали, что они не терпели мужчин, постоянно воевали и делали это настолько умело, что противостоять им мало кому было по силам.

Чувашский историк и краевед Сергей Севрюгин, изучая историю родного края, неожиданно наткнулся на сенсационные сведения, которые позволили ученому предложить стройную гипотезу о реальном существовании амазонок. Более того, их последним прибежищем исследователь считает Поволжье.

Сильная половина

В писании Геродота встречается упоминание одного из столкновений эллинов с женщинами-воинами. Якобы греки захватили около тридцати амазонок и забрали их на свой корабль. Однако ночью амазонки напали на спящих греков и перерезали их. После этого корабль долго дрейфовал по морю, и в конце концов судно выбросило на берег, предположительно в районе Крыма, где в то время обитали скифы. Естественно, амазонки занялись привычным делом - захватили табун лошадей и начали грабить аборигенов. Те поначалу решили дать отпор, но когда увидели, что имеют дело с женщинами, захотели с ними породниться. «Послав к амазонкам своих лучших юношей, скифы рассчитывали на то, что будут созданы новые семьи, которые впоследствии вернутся в родные пенаты и приумножат свой род, - рассказывает Сергей Севрюгин. - Но амазонки отказались идти в жилище к новым мужьям и организовали вместе с ними свое собственное поселение. В итоге появился новый народ - савроматы».

Как рассчитал Сергей Севрюгин, из 25-30 пар нового племени за 250 лет мог бы образоваться народ численностью три миллиона человек. По его версии, многочисленные дети амазонок и скифов к IV веку до нашей эры завоевали огромные территории в Приуралье, Южной Сибири, Казахстане, на Кавказе и даже дошли до Алтая. Что заставило их вернуться на родину и разгромить своих предков - скифов, пока остается загадкой. Проследив дальнейшие продвижения савроматов, Сергей Севрюгин пришел к выводу, что в IV веке они скорее всего заселили территорию современной Рязани и их можно отнести к тем, кого наука сегодня именует рязано-окцами. Несмотря на то, что по официальной исторической версии рязано-окцы являются веткой финно-угорских народов, исследователь утверждает, что «эти люди, судя по их матриархальной культуре и наличию среди них женщин-воинов, скорее всего были народом, хранящим традиции амазонок. Свидетельство тому - найденные под Рязанью захоронения женщин в доспехах и с оружием».

Но на рубеже X и XI веков рязано-окцы вдруг исчезают, словно какая-то непонятная сила стерла их с лица Земли. Сергей Севрюгин предполагает, что они переселились на территорию нынешней Чувашии: «Высока вероятность, что современные чуваши - наследники той самой кочевой культуры».

В качестве доказательства своей версии чувашский краевед приводит карту, сделанную в 1459 году для португальского короля Альфонса V итальянским монахом фра Мауро, весьма известным в те времена картографом. Католический монах назвал территорию междуречья Суры и Волги, где сейчас расположена Чувашия, Амазонией. «Видимо, итальянец во время своих путешествий увидел в культуре проживавшего на этих землях народа нечто такое, что заставило его воспринимать местное население как последователей амазонок», - говорит Сергей Севрюгин.

Оружие матриархата

Вполне возможно, что свидетельства о великих женщинах-воительницах были умышленно уничтожены в Средние века. «Очень странным представляется указ Ивана Грозного от 1575 года о запрете под страхом смертной казни любого вида металлообработки на территории нынешней Чувашии, - говорит кандидат искусствоведения, археолог и историк Дмитрий Мадуров. - Традиции металлургии и прежде всего изготовления оружия в Поволжье были очень богаты. Во время раскопок поселений на территории Чувашии, относящихся к первой половине второго тысячелетия, мы находили уникальное оружие. Оно по своим боевым качествам и искусству изготовления опережало воинскую амуницию соседних территорий как минимум на пару веков». Вполне вероятно, что российский самодержец чего-то опасался. Но чего? Не того ли, что уникальные технологии попадут в руки потенциальных противников? И тем не менее, по мнению Сергея Севрюгина, полностью уничтожить культуру женщин-воинов не удалось. Доказательство тому - дошедшие до нас национальные женские костюмы. Во многих деталях нарядов проглядывают так или иначе измененные элементы боевой одежды. «Например, хушпу - головной убор, до сих пор сохранивший элементы шлема, - говорит Сергей Севрюгин. - От него по спине спускается кожаная лента, покрытая монетами. Она имела двойное назначение: колчан для стрел и защита позвоночника. Перевязь через плечо - тевет - также из кожи, закрытой монетами, предназначалась для ношения топора или меча. На поясе есть накладки, которые, по-видимому, служили для отвода дождевой воды с торса всадницы. Выделяются и нагрудные доспехи».

Чувашский коллекционер оружия Владислав Николаев, к которому «Итоги» обратились за комментариями, подтвердил, что некоторые элементы одежды действительно напоминают доспехи. Тем более что общий вес нашитых на ткань металлических пластин составлял иногда около пуда. Мало кому в голову придет мысль носить такую одежду просто так или для красоты. Вероятно, в этом все же был некий смысл.

Но не только одежда свидетельствует о воинственном прошлом предков современных чувашей и чувашек. Национальные традиции также указывают на преобладание женского начала в этом народе над мужским. Как пример - свадебные обычаи в чувашских деревнях. Когда женщина становилась совершеннолетней, она выбирала себе мальчика моложе ее на десять лет. Обговаривала с его родителями детали женитьбы. Потом ей всей деревней строили дом. Она содержала и растила юношу в своем доме до его совершеннолетия, после чего устраивала свадьбу. Да и сегодня не совсем еще понятно, кто же на самом деле в Чувашии является сильной половиной. Так, Владислав Николаев, выросший в одной из исконных чувашских деревень, рассказывает: «Женщины могут бить своих мужей, хотя об обратном никто и не слышал. Большинство принципиальных решений в семье принимают тоже жены».

Но одно из самых ценных для себя открытий Сергей Севрюгин сделал, когда решил порыться в корнях родного языка. Оказалось, что слово «амазонки» по-чувашски четко делится на две составляющие: ама - женское начало и щен - воин-победитель. «В латинской транскрипции это пишется как amazon, - в подтверждение своей теории говорит краевед. - Соответственно и чувашский язык носит в себе традиции древних женщин-воинов, он сохранил в себе основные понятия прародительниц». «Чувашский язык - очень древний, - подтверждает Дмитрий Мадуров. - Его корни, согласно исследованиям лингвистов, уходят далеко за пределы нашей эры».

Выгодное родство

И тем не менее идея Сергея Севрюгина о родстве амазонок и чувашей неожиданно получила поддержку на высоком уровне. В правительстве республики подумали и решили: сегодня весь мир стратегически развивается по совершенно разным направлениям в экономическом, социальном, культурологическом пространствах, и все стараются использовать свои бренды. А мы-то чем хуже? «Амазонки - это хороший, красивый бренд, - убеждала корреспондента «Итогов» Наталья Володина, заместитель председателя кабинета министров Чувашской Республики, одновременно министр культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела. - Я поддерживаю эту идею. Это хороший повод, чтобы привлечь туристов. У нас живет прекрасная поэтесса Раиса Сарби, верящая в реинкарнацию. Она утверждает, что в прошлой жизни была амазонкой. Раньше я посмеивалась над ней, а сегодня говорю: почему бы и нет?»

Когда экономика региона развивается в очень жестких конкурентных условиях, нужно выживать, формировать новые идеи - туристические, исторические. По Волге сегодня возобновляется судоходство. По Поволжью путешествует огромное количество иностранцев, которым интересна Россия в ее многообразии. И власти Чувашии не видят ничего плохого в том, чтобы эксплуатировать бренд амазонок и создавать имидж необычного уголка России. «Конечно, как чиновник я не смею утверждать ничего относительно родственной связи чувашей с амазонками, потому что не являюсь ученым, - говорит Наталья Володина. - Однако настаиваю на том, что данная тема требует изучения. Лично мне нравится сама идея как способ привлечения внимания к культуре этноса. Почему бы и нет? Мы же ничего не воруем, амазонки не принадлежат никому».

Интересно мнение на сей счет чувашских историков. Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук Виталий Иванов, к которому мы обратились, признался, что является сторонником мифологической теории про амазонок. «Да, регионом их обитания считают северное побережье Черного моря, - говорит Виталий Иванов. - Согласно мифам, там жили некие воительницы, которые соглашались на связь с мужчинами других племен, рожали детей. Мальчиков они отдавали мужчинам, а девочек оставляли себе для поддержания чистоты племени. Идея о том, что чуваши - потомки амазонок, возникла не случайно. Действительно, на карте фра Мауро территория Чувашии обозначена как Амазония. Я считаю, что картограф написал это слово, потому что португальцы и итальянцы обозначали термином «амазония» некие неизведанные края и земли. Это то же самое, что и терра инкогнита. В данном случае европейцы выражали недоумение, что за народ там живет - дикий, со своими нравами, мифологией. Накладывалось на общее впечатление еще и то, что чувашки носили шлемовидные головные уборы - по сути дела, настоящий шлем, покрытый металлом. К тому же идею об амазонках связывают с матриархальным укладом в чувашской семье». Несмотря на то что официальная наука отрицает реальное существование в истории амазонок вообще, у Дмитрия Мадурова свое мнение на этот счет. «Многие считают, - говорит ученый, - что амазонки - мифический народ, которого никогда не было. Я же думаю, что все-таки такой народ был, потому что изображения на античных вазах V-IV веков до нашей эры все этнографичны. На них всегда рисовался вполне конкретный костюм конкретного народа той эпохи. Значит, художник, который наносил на вазы изображения, в реальности видел этих женщин и представлял, как выглядели амазонки». Амазонку художники обычно «одевали» в нечто похожее на лосины, красную юбочку, греческие латы, кожаный шлемовидный головной убор с длинными «ушками», а в руках у них был персидский меч акинак.

Сергей Севрюгин, по сути, решил оспорить традиционное мнение чувашских историков. Они-то придерживаются версии, что чуваши берут начало от древних булгар и сувар - представителей тюркских племен, населявших Западное Поволжье. Однако, как заявляет краевед, эта теория ошибочна. А в подтверждение своих слов приводит доклад специалистов Университета Уэйна (штат Мичиган), которые занимаются исследованием генетических корней различных наций. Анализ генетического кода чувашей показал, что они ни в коем случае не являются потомками древних булгар. Жаль, что не удастся сравнить гены чувашей с их возможными предками - амазонками. И причина здесь проста - сравнивать не с чем, по крайней мере пока.

Тем не менее местные жители, увлеченные поиском родства с таинственными женщинами-воинами, склонны верить версии Сергея Севрюгина. Во всяком случае, на это намекает скульптура амазонки в человеческий рост, встречающая гостей Чебоксар при входе в национальный краеведческий музей. Спроси любого чуваша об их происхождении, они без доли сомнения ответят: «Амазонки».