Россия не хочет "консултироваться" постфактум
Россия не хочет «консультироваться» постфактум
Сергей ЛОЗУНЬКО

Как мы и предполагали, Москва отклонила «заманчивое» предложение Киева о проведении консультаций в трехстороннем формате (Украина—Россия—Евросоюз) по поводу Соглашения об ассоциации, которое планируют подписать в скором будущем Украина и ЕС.
Первым эту идею озвучил Николай Азаров 4 сентября, указав, что целью таких консультаций в трехстороннем формате должно было бы стать «эффективное применение положений Соглашения об ассоциации с ЕС и зоне свободной торговли со странами СНГ».
Тогда же мы высказывали сомнения, что данная затея в нынешних обстоятельствах имеет смысл, так и относительно того, что Россия согласится, образно говоря, присесть за этот стол — где двое уже успели отобедать: «подобные консультации нужно было проводить раньше — до того, как Киев и Брюссель согласовали и парафировали положения соглашения об ассоциации и условия создания ЗСТ Украина—ЕС», — писали мы. «Теперь-то каков смысл в трехстороннем форуме, когда Москва поставлена перед фактом? Создать впечатление, что во взаимной торговле проблем нет (или что имеющиеся снимаются)? Или дождаться более чем вероятного отказа России от этих бессмысленных консультаций, а затем обвинить ее в «неконструктивной позиции» — мы-де протянули руку, а Москва ее не приняла?» — говорилось в нашем комментарии к инициативе, озвученной премьер-министром Украины («Москва называет вещи своими именами», «2000», №39 (670)? 27.09—3.10.2013).
Далее идею трехсторонних консультаций пытался продвигать президент Янукович на недавнем заседании Совета глав государств СНГ в Минске. «Мы предложили сформировать постоянно действующий консультативный формат Украина — ЕС — Таможенный союз», — указывал он, добавляя, что по этому вопросу Украина уже ведет переговоры с Европейской комиссией, а последняя не возражает, чтобы «мы постоянно искали пути преодоления барьеров в торговле между нашими странами».
А 28 октября эту тему предметно обсудили главы МИД Украины и России Леонид Кожара и Сергей Лавров.
«Мы предложили российским коллегам создать экспертную группу в формате Россия—Украина—ЕС, для того чтобы в духе открытости проанализировать возможные последствия ассоциации для Украины», — сказал г-н Кожара.
В ответ на это Сергей Лавров заявил, что трехсторонние консультации имели бы смысл, если бы проводились до принятия решения о формате взаимодействия между Киевом и Брюсселем.
«Консультации всегда полезны, если они предоставляют возможность до принятия решений учесть позиции всех заинтересованных сторон. Как я понимаю, в данном случае речь идет о том, чтобы консультироваться, как бы уже постфактум, на основе состоявшегося события, без какого-либо изменения того формата, в который планируется перевести отношения между Украиной и ЕС, причем без учета озабоченностей и интересов российской стороны», — подчеркнул он.
Действительно, консультироваться после того, как все решения уже приняты (Брюсселем и Киевом), а текст Соглашения об ассоциации (включая условия создания ЗСТ Украина—ЕС) парафирован — бесцельная и непродуктивная трата времени. Изменить-то уже ничего нельзя. Что нового могут сообщить Москве представители Украины и Европы? Ознакомить с текстами подписанных украинско-европейских соглашений? Так в Москве (и других столицах Таможенного союза) сами читать умеют. Сами же в состоянии и оценить, какое влияние на их интересы окажет то или иное условие, о которых договорились Киев и Брюссель в ходе своих двусторонних переговоров (почему-то тогда Киев не поднимал вопрос о консультациях с Москвой).
Привлечение ЕС к указанным консультациям с точки зрения России и Таможенного союза бессмысленно не только по вышеуказанным причинам, но и ввиду того, что на режим торгово-экономических отношений России и Евросоюза (равно ТС и ЕС) Соглашение об ассоциации Украины с ЕС никоим образом не влияет. Точно так же Евросоюз не имеет отношения к зоне свободной торговли СНГ.
Но здесь, очевидно, мы имеем дело с очередной попыткой украинских властей предержащих уйти от ответственности за последствия принимаемых ими решений — поэтому Киев и стремится расширить двусторонний переговорный формат (Украина—Россия или Украина—ТС) до трехстороннего, с подключением Брюсселя.
Итак, спрогнозированный нами отказ России «от этих бессмысленных консультаций» состоялся. Теперь, судя по всему, надо ожидать антироссийских пропагандистских выпадов, сопровождаемых обвинениями в адрес «неконструктивной позиции» Москвы, которая отвергла предложение о трехсторонних консультациях.
Голосование
-1 : 199+
Уникальные
просмотры
1021
Сергей ЛОЗУНЬКО
Данная статья вышла в выпуске №44 (675) 1 – 7 ноября 2013 г.
Комментарии