Джон Стейнбек и Роберт Капа визит в СССР

 

В 1947 году Капа и Стейнбек получили приглашение в Советский Союз, где в течение нескольких месяцев документировали повседневную жизнь советских граждан, проживающих в различных республиках СССР. По результатам этой командировки была создана книга "Русский дневник", которая была изданна в 1948 году.

Будучи журналистами, они были скептически настроены по отношению к агрессивной пропаганде, применяемой в то время в американских средствах массовой информации и очевидному всплеску паранойи по отношению к России, которая изображала народ в социалистических странах как фанатичных и милитаристских роботов. Стейнбек и Капа поставили перед собой задачу описать реальные настроения и условия жизни людей, живущих в условиях Советской власти. Когда в США стало известно, что они направляются в СССР, им пришлось выслушать множество реплик вроде: <Да ведь вы же пропадёте без вести, как только пересечёте границу>, <Что ж, у вас неплохие отношения с Кремлём, иначе бы вас в Россию не пустили. Ясное дело - вас купили>, <Что, едете в Москву, да? Захватите с собой парочку бомб и сбросьте на этих красных сволочей>:

Впоследствии, снимки сделанные во время поездки легендарным фотографом не вошли ни в американское издание, ни, тем более, в советское. Но зато в <Русский дневник> вошла целая глава, написанная фотографом, а часть его фотографий - в знаменитую выставку Эдварда Стейхена <Род человеческий>, которую увидели миллионы людей в разных странах мира.

- <Сейчас поздняя ночь, и я сижу посреди ужасно мрачного гостиничного номера, окруженный ста девяноста миллионами русских, четырьмя фотокамерами и парой дюжин проявленных, но больше непроявленных плёнок, а также одним спящим Стейнбеком, и счастливым я себя совсем не чувствую. Сто девяносто миллионов русских против меня. У них нет стихийных митингов на улицах, они не занимаются свободной любовью, они не любят ничего нового, они очень правоверны, высоконравственны и трудолюбивы, а для фотографа это так же скучно, как снимать яблочный пирог. Ещё им нравится русский образ жизни и не нравится фотографироваться. Все мои четыре фотокамеры, привыкшие к войнам и революциям, испытывают чувство отвращения, и каждый раз, когда я щёлкаю ими, с ними обязательно что-нибудь происходит.

И ещё вместо одного Стейнбека у меня их целых три>. Роберт Капа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотографии Google