Война за нефть,газ,сланцы. Кто кого обскачет ?Сланцевая революция.

На модерации Отложенный Подземная правда: сланцевые месторождения нас не спасут
 ("The National Interest", США)
Дэниел Дэвис (Daniel L. Davis), Джереми Леггет (Jeremy Leggett)
Нефть
 
Контекст
Комментарии:58

31/10/2013

16 октября в Foreign Policy появилась статья Эда Морса (Ed Morse) и Эми Джаффе (Amy Jaffe) «The End of OPEC» (Конец ОПЕК), в которой они утверждают, что новые технологии и начало добычи нефти и газа на «трудных» американских месторождениях произвели революцию в энергетической отрасли. Такие изменения, заявляют авторы, позволят США «использовать свое влияние для демократизации мировых энергетических рынков», и в процессе этого «Соединенные Штаты превратятся в экспортера энергоресурсов, продавая их по конкурентным ценам, что положит конец мировому картелю». Взгляды и мнения в этой статье отражают содержание других публикаций на эту тему, которых за последние два года становится все больше, и в которых звучат заявления о начале новой эпохи «энергетической независимости» США. Однако основные положения о спросе и предложении на мировых рынках нефти рисуют нам совершенно иной сценарий, в котором предложение в перспективе будет чрезвычайно ограничено. Эти обстоятельства будут иметь самые серьезные и весьма суровые последствия для американской и мировой экономики.

Взгляды Америки на обеспеченность запасами нефти в будущем два года тому назад претерпели резкие изменения. За этот короткий промежуток времени маятник резко качнулся в сторону: если в середине 2000-х годов США были встревожены «дефицитом предложения», то в начале 2011 года они уже заговорили об «энергетической независимости». На наш взгляд, если беспристрастно покопаться в фактах, такой оптимизм покажется необоснованным с самого начала, а в сочетании с анализом данных по трудноизвлекаемой нефти за последнее десятилетие это дает основания говорить о возможных проблемах с поставками уже в ближайшей перспективе.

Начальной точкой появления мифов о ресурсном изобилии следует считать сентябрь 2011 года, когда известный консультант по энергетическим вопросам Дэниел Ергин (Daniel Yergin) опубликовал в Wall Street Journal статью под названием «There Will be Oil» (И будет нефть). В ней Ергин пренебрежительно отозвался о тех, кто предупреждал о грядущем дисбалансе нефтяного спроса и предложения, назвав их прогнозы недостоверными, а также заверил нас, что все будет как раз наоборот: «Мир ждут десятилетия дальнейшего роста добычи, после чего наступит стабилизация — где-то в середине века». Спустя полгода Эд Морс привлек к себе внимание средств массовой информации всего мира, опубликовав исследование Citigroup, в котором прозвучало следующее утверждение: «Нет почти никаких сомнений в том, что американская трудноизвлекаемая нефть закладывает фундамент энергетической независимости США и превращает Северную Америку в новый Ближний Восток». Но факты о запасах нефти, которые мы представляем ниже, говорят о том, что утверждения о «независимости» это не более чем неуместное и несвоевременное преувеличение.

Читайте также: Российская энергия - замороженные активы


Как пишет Forbes, один только Китай уже к 2020 году должен увеличить потребление нефти на 4 миллиона баррелей в день. А по данным Службы энергетической информации США, если за десять лет с 2000 по 2010 год потребление нефти в мире в целом выросло на 13%, то в странах ОПЕК оно росло в четыре раза быстрее (на 56%). А поскольку ведущие мировые экспортеры потребляют все больше собственной нефти, для экспорта ее будет оставаться все меньше. Кроме того, в странах ОПЕК в предстоящие десятилетия ожидается резкий рост численности населения, и скорее всего, эта тенденция будет только усиливаться.

Добыча нефти


Более того, хотя страны развитого мира двигаются в сторону снижения потребления (по причинам сокращения экономической активности, мер энергосбережения и повышения эффективности энергопользования), этого вряд ли будет достаточно для того, чтобы компенсировать увеличение спроса в быстро развивающихся азиатских гигантах и импортерах нефти Китае и Индии, а также рост потребления в странах ОПЕК. Ситуация осложняется еще и тем, что примерно 80% самых крупных традиционных месторождений нефти в мире уже прошли пиковую точку добычи и теперь находятся на стадии истощения. Общие темпы сокращения добычи на таких месторождениях составляют от 4,5 до 6 процентов в год. Это каждый год надо как-то возмещать, чтобы уровень добычи хотя бы оставался прежним.

Далее, ветеран Геологической службы Канады Дэвид Хьюз (David Hughes), проработавший в ней 30 лет, недавно подтвердил, что согласно имеющейся и постоянно накапливающейся информации, добыча трудноизвлекаемой нефти в США вряд ли будет увеличиваться такими колоссальными темпами длительное время. В своем недавнем интервью Хьюз рассказал нам, что проведя анализ 65000 скважин такого типа, он пришел к выводу, что добыча трудноизвлекаемой нефти будет увеличиваться примерно до 2017 года. Но поскольку первые продуктивные пласты уже истощились, а темпы снижения роста добычи на месторождениях просто колоссальны (сейчас они составляют в среднем 30-44 процента в год), картина, по мнению Хьюза, складывается следующая: «Чем больше растет добыча, тем больше надо бурить скважин — просто чтобы предупредить спад».

Также по теме: Новый порядок в мировой энергетике


Он считает, что при сохранении текущих темпов буровых работ (5500 скважин в год) Баккен и Игл-Форд (это главные месторождения, на долю которых приходится две трети трудноизвлекаемой нефти в США) подойдут к пику добычи в 2017 году, когда совместный объем добычи там составит 2,3 миллиона баррелей в день. А потом добыча на этих месторождениях начнет снижаться — до 1,7 миллиона баррелей в день к 2021 году и менее чем до 0,5 миллиона баррелей в день после 2025 года. Поскольку капитальные затраты сейчас составляют примерно 8 миллионов долларов на каждую скважину, в целом для поддержания таких темпов добычи в перспективе потребуются капиталовложения в сумме 44 миллиарда долларов в год. Прогнозы по другим сланцевым месторождениям аналогичные, потому что быстрое истощение запасов трудноизвлекаемой нефти это явление повсеместное.

Такую тенденцию заметит любой, кто пожелает взглянуть на цифры. Если все вышеуказанные события продолжатся, а тенденции вплоть до 2020 года сохранятся, то запасов по доступным ценам для удовлетворения мирового спроса будет недостаточно. Если потребление в развивающихся и в нефтедобывающих странах будет расти, и если добыча трудноизвлекаемой нефти в Америке достигнет своего пика в 2017 году (а затем начнет хотя бы понемногу снижаться), то совокупное воздействие на показатели общемирового предложения будет значительным. Не менее значительными окажутся и последствия такого развития событий для экономики и безопасности.

Основываясь на имеющихся данных и разумных прогнозах, мы приходим к выводу о том, что шансы на возникновение в близкой перспективе кризиса предложения на нефть достаточно велики. А это требует от западных государств разработки планов на случай чрезвычайных обстоятельств. Глобальные экономические последствия от кризиса при отсутствии планов по смягчению ситуации могут оказаться чрезвычайно серьезными. Проблемы, с которыми столкнется наш мир, потребуют коллективных решений, поскольку при таких условиях ни одна страна не сможет процветать в одиночку. Ситуация складывается критическая, но благодаря предусмотрительному анализу и планированию самые худшие варианты развития событий еще можно предотвратить. Нам надо приступить к составлению планов на случай чрезвычайных обстоятельств прямо сейчас, потому что будущее становится все более неопределенным.

Подполковник американской армии Дэниел Дэвис является широко известным и активно публикующимся исследователем проблем национальной безопасности, включая энергетическую политику.

Доктор наук Джереми Леггет — автор получившей широкий отклик книги «The Energy of Nations—Risk Blindness and the Road to Renaissance» (Энергия наций — пренебрежение к рискам и путь к возрождению). Излагаемые в статье взгляды принадлежат авторам и не отражают точку зрения правительства США.

Оригинал публикации: Underground Truths: Shale Won't Save Us

Опубликовано: 28/10/2013 14:11

 

Сланцевый газ породил ударную волну всемирных масштабов
 ("Les Echos", Франция)

США уже вышли на первое место в добыче газа, а в будущем году могут выйти в лидеры и по производству нефти. И это чревато серьезнейшими переменами для положения дел во всем мире.

Анн Фетц (Anne Feitz)
Добыча сланцевого газа
 
Контекст
Комментарии:138

24/10/2013

Теперь все уже официально: в 2013 году США станут крупнейшим в мире производителем углеводородов (как нефти, так и газа), оставив позади Россию и Саудовскую Аравию. Американское руководство подтвердило это в появившемся в начале октября официальном сообщении: добыча нефти и газа в стране за 2013 год составит почти 25 миллионов баррелей нефтяного эквивалента в день против 22 миллионов в России и 13 миллионов в Саудовской Аравии. 

Дело в том, что несколько лет назад ситуацию в мире поставило с ног на голову абсолютно новое явление: вызывающая жаркие споры технология гидроразрыва сделала возможной добычу заключенных в сланцевых породах нефти и газа.

США начали активное движение в этом направлении, и с середины 2000-х годов графики добычи быстро пошли вверх. Тем не менее, продолжительность такого подъема вызывает вопросы, потому что сланцевые месторождения быстро истощаются, и для поддержания производства требуется постоянно бурить все новые скважины. В любом случае, новая тенденция уже породила ударную волну всемирных масштабов, которая еще не сказала последнего слова в экономике и геополитике. 

Первым ощутил перемены газовый рынок. В 2010 году США вытеснили Россию с первого места по добыче голубого топлива и, как считают в Международном энергетическом агентстве, к 2020 году могут стать крупнейшим мировым экспортером. В настоящий момент в Америке рассматривается целый ряд проектов терминалов по производству сжиженного природного газа, и четыре из них уже получили все необходимые разрешения. Таким образом, экспорт может начаться уже в 2016 году. 

Читайте также: Чем опасна «сланцевая революция»

Тенденция повернулась вспять причем в тот момент, когда США собирались начать импорт природного газа! Производителям пришлось приспосабливаться. Реализация многих крупных проектов, которые должны были обеспечить поставки на американский рынок (например, Штокмановское месторождение Газпрома в Арктике), была отложена. Кроме того, Газпром страдает и от снижения объемов потребления в Европе: волна дешевого газа вытеснила американский уголь в ЕС, где сегодня угольные ТЭС начинают соперничать с газовыми, к великому недовольству европейских энергетиков. 

Изменения торговых потоков

Как бы то ни было, ударная волна затронула не только энергетику: химическая промышленность в Европе в полной мере ощутила на себе подъем конкурентоспособности американских компаний благодаря низким ценам на газ. Серьезных потрясений стоит ждать и на нефтяном рынке, пусть даже США и не собираются в ближайшее время начинать экспорт черного золота. Тем не менее, они могут обойти Саудовскую Аравию и подняться на первую ступеньку подиума по объемам добычи, причем уже во втором квартале 2014 года, считает МЭА, вновь повысив прогнозы по Америке. 

В 2012 году производство нефти в США уже достигло отметки в 9,1 миллиона баррелей в день при том, что в Саудовской Аравии речь в тот момент шла о 12 миллионах баррелей в день. В МЭА прогнозируют 30% рост к 2018 году, который позволит США ощутимо уменьшить зависимость от третьих стран. «В результате мы увидим значительные перемены в торговых потоках», — считают в американской компании IHS. Государствам ОПЕК, которые традиционно обеспечивали энергетические потребности страны, придется искать других клиентов и в частности пытать счастья в Азии. Этим летом в организации впервые признали, что сланцевая нефть отразилась на положении ее членов.

Оригинал публикации: Les gaz de schiste provoquent une onde de choc mondiale

Опубликовано: 23/10/2013 17:50

 
 
 
Ссылки по теме



Читать далее: http://inosmi.ru/world/20131024/214176555.html#ixzz2jJz3ar76 
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

Россия начинает осознавать реальность сланцевой революции
http://inosmi.ru/russia/20131008/213658701.html 
 ("The American Interest", США)
Уолтер Рассел (Walter Russell)
Буровая по добычи Сланцевого газа в США
 
Контекст
Комментарии:169

08/10/2013

Россия с давних пор полагается на свои огромные запасы нефти и газа и не только для обеспечения себя теплом и электроэнергией, но и для обеспечения правительства финансами. Но, будучи богатой на природные ресурсы страной, она также продемонстрировала впечатляющую способность пропустить все новые тенденции, формирующие энергетический ландшафт, который сейчас меняется быстрее, чем когда-либо. Это утверждение наиболее справедливо по отношению к принятию и пониманию событий последней сланцевой революции, которой русские отказывали во внимании и которую старались игнорировать. Теперь, как сообщает FT, Москва, наконец-то, начинает осознавать наступление  нового мирового энергетического порядка:

Львиная доля этих запасов приходится на Баженовскую свиту (пачка горных пород с высокой насыщенностью нефтью – прим. перев.)  -  огромное геологическое образование в самом сердце Сибири около 2 000 миль (3 200 км) к востоку от Москвы. Эксперты считают, что оно может быть одним из крупнейших запасов горючих сланцев на планете. Согласно одной из оценок, эта плотная горная порода может содержать до 100 миллиардов баррелей извлекаемых запасов нефти, что в пять раз больше, чем месторождение сланцев в Баккене, в Северной Дакоте, которое стало двигателем нефтяного возрождения Америки. [...]

Читайте также: Крупнейшая в мире нефтяная компания «Роснефть», о которой нужно знать 

«Через 20 лет Баженовская свита может стать главным источником нефти в России – даже крупнее, чем месторождения в Северном Ледовитом океане, говорит Леонид Федун, вице-президент ведущей российской нефтяной компании «Лукойл», решившей заняться сланцевыми месторождениями. – Это дает нам возможность  с гораздо большим оптимизмом говорить о нефтедобыче в следующие 50 лет».

Но Китай, Великобритания, Австралия, Мексика – в целом все страны, не говоря уж о США - хорошо знают, что просто обладать запасами сланцевого газа или нефти, еще не означает сотворить сланцевый бум. Ведь существует много вопросов, которые надо как-то решать, первый среди них, достаточно ли баженовская нефть « зрелая», (если органический материал под сибирским слоем вечной мерзлоты в состоянии твердого вещества или не находится под достаточным давлением, то он не подойдет в качестве топлива). Да и удаленность Сибири, как и ее холодный климат не упрощяют процесс бурения.

В отличие от Китая, Россия бурит скважины на нефть на протяжении десятилетий, и большая часть необходимой инфраструктуры: трубопроводы, нефтеперерабатывающие заводы, дороги, персонал уже имеются в наличии. К сожалению, для Роснефти, похоже, сибирским сланцам не хватает чистых геологических прослоек, которыми обладают американские залежи сланцев, что позволяет использовать относительно простое и предсказуемое бурение горизонтальными скважинами.

Россия до сих пор очень медленно меняла свой курс и с трудом признала, что в мире потенциал новых источников энергии, добываемых с помощью гидроразрыва, яростно теснит старые. Если придерживаться недальновидной стратегии, то можно и дальше полагаться на огромные запасы традиционных источников нефти и газа. Но их добыча находится в состоянии стагнации, а когда-то исключительно нефтегазоносные месторождения истощаются. Исходя из этих данных и учитывая тот факт, что Россия обладает крупнейшими запасами сланцевой нефти и девятыми по величине запасами сланцевого газа в мире, продолжая при этом очень медленно принимать во внимание новые реалии, есть все основания считать, что слабеющая супердержава понесет колоссальные потери от нереализованных возможностей.

Оригинал публикации: Russia Waking Up to Shale Realities

Опубликовано: 07/10/2013 17:14