Элиты вышли из-под контроля и пытаются манипулировать Путиным

На модерации Отложенный

Возможное возвышение Шойгу не означает начала новой «гонки преемников». Тяжело, наверное, быть таким востребованным, как Сергей Кужугетович Шойгу. Вот что значит быть рабом своего имиджа! Оторвали от любимого детища – МЧС – и бросили спасать Подмосковье, потом экстренно бросили спасать оборону. Ставки растут: теперь генералу Шойгу предстоит спасать едва ли не всю Россию.

Такой вывод следует из того, что в понедельник Совет Федерации обратился к президенту с предложением «подумать» на предмет повышения нынешнего главы Минобороны до статуса первого вице-премьера. Если такое повышение действительно случится, то у действующего первого вице-премьера Игоря Шувалова появится напарник, причем ровно из противоположного идеологического лагеря.

Нет, мы, конечно, все прекрасно помним, что и сам Дмитрий Медведев, и близкие ему по духу министры – «консерваторы», «государственники» и вообще «патриоты». Они сами так себя называют и, наверное, имеют право. Но что поделать, если приходится верить не словам, а делам? Так что мы все же констатируем, что Игорь Иванович Шувалов – либерал. Больно уж у него своеобразное понимание консерватизма.

Зато у Сергея Шойгу имидж, безусловно, консервативный и антилиберальный. Что за примерами далеко ходить? Достаточно вспомнить недавнюю историю, когда он высказался относительно деятельности своего предшественника Сердюкова на посту министра обороны куда жестче, нежели сам Путин! Так что вероятное повышение Сергея Кужугетовича до первого вице-премьера уравновесит либерального Шувалова антилибералом Шойгу.

Ничего не напоминает?

Напомним: 2007 год, страна начинает потихоньку заходиться в мандраже, ибо Владимир Владимирович уже заявил, что не собирается идти на третий срок, и все дружно гадают: кто, если не Путин?.. Среди прочих рассматривается (как пока что очень условно вероятная) кандидатура первого вице-премьера Дмитрия Анатольевича Медведева, у которого очень ответственный и, главное, публичный круг забот: он курирует «приоритетные нацпроекты» и потому в телевизоре его достаточно много, чтобы запомнить. Но для «ястребов», окрыленных только что прозвучавшей Мюнхенской речью своего патрона, г-н Медведев, конечно, «хороший парень, но не орел». И «орел» не заставляет себя ждать: до статуса первого вице-премьера поднимается бывший на тот момент главой министерства обороны Сергей Борисович Иванов. И моментально попадает в список преемников.

Новый статус Иванова тогда действительно заметно взболтнул общественное мнение. Свои выкладки по картине вероятных преемников действующего российского президента представляли даже СМИ сопредельных государств. Например, украинское интернет-издание «День» посвятило этой теме целую передовицу. «Повышение Иванова стало едва ли не главной интригой перестановок. Большинство наблюдателей увидели в этом стремление президента уравнять шансы двух «преемников», – сообщило издание. Правда, автор тогда, как показала жизнь, очень поспешил с выводом, что «повышение Иванова – это еще и черная метка Медведеву». Сколько их уже было в новейшее время! А Дмитрий Анатольевич работает себе и планы на Новый год строит.

Можно не сомневаться, что реальное повышение Шойгу до позиции первого вице-премьера вызовет не меньший ажиотаж. Ведь схема повторяется практически один в один: в 2007 году либерала Медведева разбавили антилибералом Ивановым, а теперь, соответственно, будем иметь «тандем» Шувалов – Шойгу.

Пытливый ум немедленно заключает: Шойгу – будущий премьер-министр России и, соответственно, преемник Владимира Путина. Этой версии, кажется, благоволит сама обстановка: Путин явно недоволен нынешним кабинетом (как, в общем-то, и общество), а Шойгу – бессменный лидер всевозможных рейтингов и лучший министр России последних лет. Однако непредсказуемость российской политики все же свидетельствует в пользу того, что логически идеальная схема, скорее всего, не сработает.

В беседе с обозревателем политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин отметил, что делать далеко идущие выводы на основе нынешней кадровой инициативы Совета Федерации все же не стоит:

– Сравнивать 2007 и 2013 годы я бы в этом отношении не стал. Решение о повышении Сергея Иванова до статуса первого вице-премьера тогда принимал персонально Владимир Путин, он полностью контролировал процесс и держал интригу. Нынешнюю же ситуацию, насколько я могу судить, президент уже не модерирует, потому и возникают такие смелые предложения.

У Сергея Кужугетовича Шойгу действительно есть и серьезные амбиции, и не менее серьезная поддержка в элите. Будучи выходцем из ельцинской эпохи, он равноудален ото всех нынешних питерских элитных групп, и очень многие их представители действительно хотели бы его видеть на позиции куда более высокой, нежели министр обороны, в том числе предпочли бы видеть именно его в качестве преемника Владимира Путина.

Сейчас мы наблюдаем активную фазу этой внутриэлитной борьбы. Очевидно, что сенаторы не согласовывали свою инициативу с Владимиром Путиным, что она не исходила от него. И я бы не стал сейчас вообще предполагать, что Шойгу всерьез рассматривается им в качестве преемника. Очевидно, что в нем Владимир Путин пока что видит лишь серьезного представителя большой части элит.

– То есть на мнение самого главы государства элитам, получается, вообще наплевать?

– Свою позицию Владимир Путин не обнародует, в том-то и дело. Вот если бы он заранее как-то прямо или хотя бы косвенно высказывался по соответствующей теме, а Совет Федерации в пику ему предложил бы нечто иное, тогда можно было бы говорить, что позиция президента во внимание не принимается. Но ведь он вообще хранит молчание и фактически не управляет внутриполитическими процессами так, как делал это на излете своего второго президентского срока. Конечно, из этого вовсе не следует, что он вообще никак не контролирует ситуацию в стране, но трудно не заметить, что элиты сегодня ведут себя куда более свободно, чем могли себе позволить в 2005-2007 годах.

– Насколько опасна сложившаяся ситуация для самого Путина?

– В принципе, ситуация для Путина сейчас опаснее, чем была тогда. А тогда, как мы помним, на президента тоже оказывалось значительное давление, когда появилась «партия третьего срока», но все же они не позволяли себе даже каких-то намеков на серьезные кадровые ходы. Да, были разные пробросы, предлагались варианты преемников, но разве что на уровне досужих прогнозов и предположений. Сейчас же, скорее, приходится говорить уже о некоей манипуляции президентом, о намерении элит так или иначе подтолкнуть его к «единственно правильному решению».