Эволюция песни «Всё, чем теперь сильны мы и богаты»
Эволюция песни «Всё, чем теперь сильны мы и богаты»
В издании 1948 года «Александр Жаров» из серии «Песни советских поэтов» был опубликован насквозь оппортунистический и шовинистический вариант песни середины 1930-х годов «Всё, чем теперь сильны мы и богаты». А именно — вариант второго и третьего куплетов. Процитирую его:
2-й куплет:
Повсюду люди восхваляют
Дела бойцов-богатырей,
Отчизну нашу называют
Надеждой светлою своей.
3-й куплет:
Весь мир труда сегодня с нами,
И мы сердцами вместе с ним.
Сияет ленинское знамя
Над нашим краем трудовым.
Этот вариант бытовал примерно в период 1945—1948 годов — тогда, когда Сталин вовсю заигрывал с великорусским шовинизмом царского пошиба и панславизмом, а также с англо-американским империализмом.
Однако наступление «холодной войны» в 1946 году и открытый разрыв югославского регионального империалиста и англо-американского шпиона Тито с империалистическим блоком Сталина в 1948 году сильно оздоровили Сталина, революционизировали его: Сталин, не отказавшись в принципе от великорусского шовинизма (разве что только от крайних его форм!), тем не менее, отказался от панславизма, сделав определённый акцент на борьбу с буржуазным национализмом славянских наций стран народной демократии и встав на защиту угнетённого албанского народа от империалистических притязаний великосербской фашистской клики Тито — Ранковича.
И в сборниках 1949—1954 годов мы видим возврат к революционному оригиналу этой песни середины 1930-х годов. Для сравнения цитирую также и этот, оригинальный вариант:
2-й куплет:
Везде, где руки поднимает
Народ на грязных палачей,
Отчизну нашу называют
Надеждой светлою своей.
3-й куплет:
Весь мир труда сегодня с нами,
И мы сердцами вместе с ним.
Зовут повсюду наше знамя
Любимым знаменем своим.
Действительно, слова про народ, поднимающий руки на грязных палачей, пришлись как нельзя кстати в обстановке, когда великосербские региональные империалисты Тито и Ранкович, они же марионетки американо-английских империалистов, превратили Югославию в новую тюрьму народов и начали истреблять албанцев в Косове и подвергать жесточайшему национальному угнетению венгров, румын, словаков и украинцев в Воеводине, и когда сионистские заправилы созданного ранее при активном содействии Сталина «Израиля» переметнулись в стан американского империализма, и сталинцы, — конечно же, не из принципиальных соображений, а из конкурентных, — стали разоблачать фашистскую политику правительства Бен-Гуриона по отношению к палестинским арабам.
И этот революционный вариант песни «Всё, чем теперь сильны мы и богаты» был опубликован и в сборнике 1949 года «Песни Советской Армии», и в сборнике 1950 года «Лейся, песня», и в сборнике 1954 года «Лейся, песня, на просторе». Отличие, правда, в том, что в сборнике 1954 года вообще опущен второй куплет, — видимо, хрущёвским цензорам народ, поднимающий руки на грязных палачей, сидел костью в горле, а лишний раз настраивать против себя нерусские народы СССР «делами бойцов-богатырей» (конечно же, русских «богатырей»!) хрущёвцы в тот момент не решились. Потому что эти «бойцы-богатыри» и были теми самыми «грязными палачами», на которых поднимали свои руки угнетённые народы различных частей света против той или иной империалистической державы, в том числе и против СССР (то есть, России!). Как же, хрущёвским фашистам, только усилившим в сравнении со Сталиным российскую завоевательную политику, нужно было во что бы то ни стало нейтрализовать значительную часть социальной базы повстанческих движений в Западной Украине и Прибалтике, а также уцелевших повстанцев в Чечне и Ингушетии, с тем, чтобы разгромить эти национально-освободительные движения и временно поправить дела российского империализма на фронте подавления угнетённых национальных окраин СССР! К тому же новую, ревизионистскую программу КПСС, в которой, в отличие от первой и второй программ партии большевиков, вообще даже не упоминалось о праве народов на отделение от России, а также пресловутую «теорию ограниченного суверенитета», призванную оправдать разбойничье нападение советского империализма на Чехословакию и Афганистан, хрущёвско-брежневским фашистам ещё только предстояло состряпать.
Однако хрущёвско-брежневские империалисты двинули намного дальше начатое Сталиным дело ревизии марксизма-ленинизма и осуществили до конца переход советской империалистической буржуазии к оголтелому русскому фашизму. Они открыто предали освободительную борьбу угнетённых народов Югославии против фашистской клики Тито. Они всячески саботировали освободительную борьбу арабского народа Палестины против американско-сионистских колонизаторов, делая вид, что «поддерживают» эту их борьбу. И в период их правления в советских сборниках прочно утвердился ревизионистский вариант про «бойцов-богатырей», бытовавший примерно в 1945—1948 годах, а революционный, полуинтернационалистский оригинал этой песни про народ, поднимающий руки на грязных палачей, поднятый Сталиным из сундука где-то в 1948 — 1949 годах, при Хрущёве и Брежневе был предан полному забвению.
Герман Ахметшин.
Комментарии