1942 год. Показания красноармейца Александра Шагова из Осташова. Перевод допроса.

На модерации Отложенный

Красноармеец Александр Шагов, 1909 г.р., из Осташова, русский, крестьянин.

Пленный получил повестку на войну 8.4.42 в Осташове и вместе с 200 другими мужчинами разного возраста (2/3 - 20-30-летние, 1/3 40-летние) был отправлен со станции Волоколамск в Москву в воинском эшелоне, в котором уже находилось 400 человек, в большинстве своем возвращающиеся на фронт после ранения мужчины лет 30-ти. В Москве этих 200 мужчин отделили от остальных и посадили на поезд до Медыни. Со склада обмундирования, находившемся в больнице (в центре города) им выдали униформы. Обмундирование было сильно поношенным, к тому же на всех его не хватило. Некоторых отправили на фронт в гражданской одежде. Им было сказано, чтобы они сняли для себя униформы с убитых. Из Медыни их привезли на грузовике в лес западнее с. Красное (у края леса на опушке лежит сбитый русский самолет). Там на складе им выдали ружья и патроны. Ружья были ржавые и частично непригодные для стрельбы. После выдачи оружия им показали, как с ним обращаться. Все боялись стрелять из заржавелых предметов. После двухдневного обучения им сказали, что остальное придет с опытом и отправили пешком в 1326-й полк 415-й стр. дивизии. В это время полк находился в лесу юго-восточнее с. Большое Устье. Туда они прибыли ночью, переправившись на лодках (в каждой лодке человек по 20) через р. Угра.Он абсолютно необученный попал в 1-ю роту.

О численности полка он ничего сказать не может. Но из его показаний о том, что его рота после пополнения насчитывала 150 человек, можно заключить, что полк был доволно-таки укомплектован. В роте было 3 офицера, 1 политрук и 9 унтер-офицеров. Большая часть команды была совсем или недостаточно обучена обращению с оружием. Половину команды составляли молодые или пожилые мужчины. Это пополнение 17.4, с которым он прибыл, было последним для полка. Где располагались штабы полка, он не знает.

Вооружение полка также неизвестно ему. Он может сказать лишь, что в его эшелоне предположительно находились 7 пулеметов Максима, которые из-за необученности людей к бою приготовлены не были. Газовые маски были выкинуты вскоре после их раздачи.

Вначале полк был задействован в соединении 415-й стр. дивизии в лесу, где он 22 или 23.4. перешел в наступление. Атака «захлебнулась» из-за шквального пулеметного огня противника. На вопрос о поражениях он показал лишь, что в его эшелоне (?) было 12 убитых и около 30 раненых. Через несколько дней их отозвали и отправили пешком по направлению к Бочарово. В лесу их собрали и сообщили, что они будут задействованы в обороне. Командир роты сказал, что пока они в атаку не пойдут, так как сначала нужно дождаться замены, которая придет через 1-2 месяца. Ночью они на лодках переправились через Угру в район южнее Бочарово и прибыли на позиции одного воинского соединения, отозванного в другое место. О соседе полка с правой стороны он сообщить ничего не может. О 1-й гвардейской стрелковой дивизии он что-то слышал. В ночь со 2 на 3 мая он должен был пойти в охрану в 50 м от позиции. Всю ночь он пролежал там и на рассвете перебежал на отрезке 21-го пехотного полка к немецким войскам.

На вопрос о действии немецких орудий он показал, что особенно страшны немецкие пулеметы. В результате налета пикирующих бомбардировщиков на склад оружия и обмундирования в лесу западнее Красное в середине апреля были уничтожены несколько грузовиков и полевая кухня. Располагающиеся на краю леса в боевой позиции легкие и тяжелые орудия не пострадали.

Из-за плохого обращения и недостаточного питания (1 банка мясных консервов и 300 г хлеба в день) настрой плохой. Из-за голода некоторые даже едят уже начинающие разлагаться куски конины.

Разбрасываемые с целью пропаганды немецкие листовки в роте горячо обсуждаются и им верят. Призыв политрука вступить в партию успеха не возымел. На его родине с нетерпением ждут освобождения немецкими войсками от большевистского гнета.

Примечание:

415-я стрелковая дивизия понесла при сражении у плацдарма нашего соседа справа большие потери. 1236-й полк 415-й стр. дивизии был зафиксирован 2 марта у Таборки и затем 415-я стр. дивизия была задействована на участке 268-й пехотной дивизии.
Об иных соединениях на отрезке Большое Устье и на его собственном отрезке Шагову ничего неизвестно.


5
I c
2.5.1942