Дело Цапка уводят от суда

На модерации Отложенный

Пострадавшие считают, что на присяжных идет давление даже с помощью кинофильмов

 

В Краснодарском краевом суде продолжаются прения сторон в процессе по делу кущевской ОПГ, во главе которой, по версии следствия, стоял Сергей Цапок. Анализ доказательств перед присяжными заседателями представила сторона гособвинения. По мнению прокуратуры, вина подсудимых полностью доказана. Выяснилось, что обвиняемые, желая получить поменьше срок, нещадно «топили друг друга». Следом свое слово сказали потерпевшие, призвав присяжных «принять справедливое решение». В завершение выступила сторона защиты подсудимых, представив свою версию убийства 12 человек в Кущевке.

 банда цапка судебное дело станица кущевская

фото: ntv.ru

 

На скамье подсудимых в стеклянной будке — Сергей Цапок, Владимир Алексеев (по прозвищу Беспредел), Владимир Запорожец (Камаз, состоял в банде до 2002 года), Вячеслав Цеповяз, Игорь Черных (Амур). Шестой — Николай Цапок (дядя Цапка), пожилой дед с редкими седыми волосами. Трудно признать в этом близоруком маленьком пенсионере основателя группировки, что действовала в Кущевской на протяжении двух десятков лет.

Криминальной шестерке предъявлены обвинения в участии в банде, убийствах, покушениях на убийства, разбойных нападениях, незаконном лишении свободы, умышленном уничтожении и повреждении чужого имущества, изнасилованиях и незаконном хранении оружия.

По версии следствия, «цапковскими» были убиты 19 человек, два убийства не были доведены до конца, поскольку в одном случае потерпевшему своевременно оказана медицинская помощь, в другом пострадавшему удалось скрыться.

Членов банды удалось задержать после того, как в ночь с 4 на 5 ноября 2010 года в доме фермера Сервера Аметова были зарезаны и сожжены восемь взрослых и четверо детей в возрасте от 9 месяцев до 14 лет.

Напомним, что два члена банды уже осуждены. Участники расправы на улице Зеленой, которые сами не убивали взрослых и детей в доме фермера Аметова, Вячеслав Рябцев и Андрей Быков, заключившие сделку со следствием, получили по двадцать лет колонии.

Двое членов банды — Сергей Карпенко и Виталий Иванов — в ходе предварительного следствия покончили с собой в СИЗО.

Сергея Цеповяза — бухгалтера и главного переговорщика банды — отпустили со штрафом в 150 тысяч рублей. Ему было предъявлено обвинение лишь в непреднамеренном укрывательстве убийства.

«Детоубийце выдали 30 тысяч рублей, чтобы он ехал по святым местам»

Открыл прения сторон начальник отдела гособвинителей Генпрокуратуры РФ Виктор Антипов. Он рассказал, как действовала «банда Цапка» начиная с 90-х годов. «Цапковские» расставили «смотрящих по всей станице», в том числе и в школах. После убийства Николая Цапка во главе группировки встал его младший брат — Сергей Цапок, при этом он распределял роли в преступной группировке, выплачивал подопечным деньги на содержание. Быков, Алексеев и Черных стали основными киллерами, Рябцев — хранителем оружия, дядя Цапка уничтожал улики, а Цеповяз финансировал деятельность банды.

Прокурор рассказал присяжным о преступлениях банды прошлых лет. Далее он перешел к анализу доказательств по эпизоду убийства в доме Аметовых.

Гособвинитель Виктор Антипов заявил, что обвиняемые готовились к этому преступлению очень тщательно. Они украли в Ростове-на-Дону с машин автомобильные номера, которые потом повесили на свои авто.

Карпенко и Алексеев купили одежду, в которую перед преступлением облачились члены банды. Прокурор отметил, что на заборе дома Аметовых были потом обнаружены и изъяты «хлопковые волокна». Также Антипов рассказал, что подобные «наслоения волокон» были обнаружены и в доме фермера.

Гособвинитель сказал, что, согласно экспертизе, перчатки, которые ранее покупал Карпенко, использовались обвиняемыми при убийстве в доме Аметовых.

Антипов отметил, что была приобретена канистра, в которой потом обвиняемые перевозили бензин для того, чтобы поджечь дом Аметова. Эта емкость была обнаружена на месте происшествия. Согласно экспертизе, бензин, обнаруженный в канистре, был залит на заправке «Артекс-Агро» (семейный бизнес — вотчина Цапков).

Гособвинитель рассказал присяжным, как обвиняемые переоделись в доме Рябцева, взяли пистолеты. Сергей Цапок объявил, что будут «действовать по обстоятельствам».

В доме Аметова были гости, в том числе и дети. Виктор Антипов напомнил, что на очной ставке Быков показал, как Алексеев подходил к Черных и говорил, чтобы тот «занялся детьми», так как убить их не может из-за того, что сам является отцом. На видеозаписи Игорь Черных показывал, как бил по затылку девочку, которая закричала во время поджога дома.

Потерпевшие в зале не могли сдержать слез, когда Антипов рассказывал присяжным, чем занимались обвиняемые после убийства на улице Зеленой. Например, Карпенко взял у матери Цапка 30 тыс. рублей и передал их Игорю Черных, сказав, чтобы тот «ехал по святым местам». Детоубийца таким образом должен был замаливать грехи.

 

 

   
 

фото: ntv.ru

 

 

 

Далее в ходе судебных прений перед присяжными выступили потерпевшие. Жена убитого Алексея Иванова попросила присяжных обратить внимание не только на заплаканных родственников обвиняемых, но и на свои слезы, на слезы своего сына. (Первое убийство, вменяемое банде, произошло 16 сентября 1998 года как месть за неудачную драку. 30-летний Алексей Иванов, избивший «цапков», через 8 дней был забит арматурой в своем гараже в станице Крыловской).

Ольга Богачева, у которой «цапковские» расстреляли мужа, фермера Валерия, и старшего сына Романа, сказала, что такое преступление могли совершить только изверги.

Виктория Костюк, мама убитой Лены Аметовой и бабушка 9-месячной Амиры, заметила: «Я видела показания обвиняемых, нельзя невиновного человека заставить выучить все подробности преступления, о которых они рассказывали».

Отец и дед убитых Натальи и Павла Касьян, Владимир Сребный, выразил уверенность в том, что убийство в доме фермера Аметова совершили те, кто сейчас находится на скамье подсудимых. «Сначала они признали свою вину, а потом стали валить вину на других, на своих шестерок», — горячился мужчина. Потерпевший напомнил, как Сергей Цапок имитировал невменяемость, а другие подсудимые срывали заседания, ссылаясь на состояние здоровья. «Слов раскаяния мы так и не услышали», — сказал потерпевший.

Его супруга, Светлана Сребная, призналась, что ей не дает покоя мысль, что чувствовала ее дочь Наталья, на глазах которой убивали детей. Обращаясь к присяжным, она сказала: «От вас зависит, выйдут ли эти люди на свободу или нет. Они заслуживают смертной казни, и прошу вас признать их виновными».

«Показания обвиняемых написаны не подсудимыми, а заучены ими»

В завершение судебных прений выступила сторона защиты обвиняемых.

Первым взял слово адвокат Игоря Черных — Иван Дорофеев. (Сам подсудимый Черных за грубые нарушения был удален из зала суда до окончания прений.)

Дорофеев высказался, что за все время процесса не были показаны видеозаписи обнаружения и изъятия конкретных моделей оружия.

Рассказывая об экспертизе гильз, адвокат заметил, что нельзя утверждать то, что патрон был стрелян именно из этого оружия только по одному следу удара бойка. Судья сказал, что защитник не является экспертом по баллистике. За пререкания председательствующий судья Владимир Кульков усадил защитника Дорофеева на место.

Адвокат Цапка, Вячеслав Дмитриенко, в свою очередь заявил, что все обвинение держится на якобы «правдивых» показаниях обвиняемых, которые написаны не подсудимыми, а заучены ими.

По мнению защитника, неизвестные преступники пришли убивать вовсе не Сервера Аметова, а его гостя — крупного ростовского бизнесмена Владимира Мироненко, на чьем теле было обнаружено 33 ножевых ранения, тогда как у Аметова их только три. Это, по мнению адвоката, указывает на то, что пытали именно Мироненко — финансового директора ОАО «Астон», крупного экспортера зерна. Вячеслав Дмитриенко также добавил, что дети ростовского бизнесмена были жестоко убиты, в то время как внучка Аметова погибла от угарного газа.

Защитник Цапка заявил, что намерен доказать непричастность своего подзащитного и других фигурантов дела к этому преступлению. Он попросил присяжных обратить внимание на мотивы преступления. Вячеслав Дмитриенко, в частности, заметил, что нелепо звучит обвинение в том, что Цапок ждал целых восемь лет, чтобы отомстить Аметову за смерть брата. Также защитник сказал, что нелогично было убивать из-за одного Аметова 11 человек. Фермер и Мироненко были одни в бильярдной, почему бы с ними не расправиться на месте? Зачем устраивать резню и какие-либо инсинуации с одним ножом?

Дмитриенко напомнил, что предприятие семьи Цапка зарабатывало в год миллиарды рублей. К этому «лакомому куску» пытались подобраться многие. По словам защитника, после убийства своего брата Сергей Цапок предпринял меры, чтобы обезопасить свою семью. В то время, как заметил защитник, в районе убивали и других фермеров, поэтому у Цапка появились охранное агентство и бронированные машины.

Защитник просил присяжных также обратить внимание на немаловажный факт. Сергей Цапок, купив путевку за границу и узнав, что его подозревают, позвонил следователю. Узнав, что к нему нет вопросов, улетел отдыхать в Египет.

По словам адвоката, вернувшись в Россию, Цапок дал показания следствию и виновным себя не признал. После этого он был конвоирован в следственный изолятор в Северную Осетию.

Адвокат Дмитриенко посетовал, что благодаря СМИ в обществе сформировалось мнение, «что у подсудимых руки по локоть в крови». Защитник, обращаясь к присяжным, добавил: «Но вы обладаете всеми материалами дела!..»

«На нашем горе киношники уже зарабатывают деньги»

Судьбу «цапковских» решат присяжные заседатели. В октябре 2012 года скамья присяжных заседателей была сформирована с третьей попытки из 31 человека. Теперь в ее составе 19 заседателей (12 основных и 7 запасных).

Потерпевшие не сомневались, что в столь резонансном деле будут попытки оказать давление на присяжных. Их опасения оказались не напрасными. Так, очередное заседание Краснодарского краевого суда 11 октября началось со скандала. Потерпевшая Ольга Богачева заявила суду, что видела, как на улице Советской неизвестный молодой человек передает одной из женщин-присяжных конверт. Потерпевшая добавила, что видела этого мужчину в окружении охраны жены Сергея Цапка — Анжелы-Марии Цапок.

Поднятая с места женщина — присяжный заседатель отпираться не стала, но заявила, что конверт ей передавал квартирант, где лежали квитанции за оплату коммунальных услуг.

Несмотря на исчерпывающий ответ, сторона обвинения заявила отвод присяжному. Судья удовлетворил ходатайство, сказав, что своими действиями она вызвала «определенные сомнения».

— Я не верю в случайные совпадения, — прокомментировала случившееся потерпевшая Виктория Костюк. — Почему квитанции по оплате коммунальных услуг нужно было передавать в конверте? Я в самом начале процесса говорила, что адвокаты «цапков» будут делать все возможное и невозможное, чтобы их вытащить. Вы не представляете, какой идет прессинг и на пострадавших, и на судью, и на присяжных. Это же целая машина, за которой стоят огромные деньги. Защита обвиняемых чувствует себя уверенно. Один из адвокатов «цапков» нам вообще сказал: «Вы здесь никто!» Армией адвокатов обвиняемых руководит защитник Цапка — Игорь Скрипка. Они действуют под его командой. У них выработана какая-то единая стратегия. Все сюрпризы — еще впереди.

— Родственники обвиняемых теперь тоже присутствуют в зале заседаний?

— По окончании основного процесса, во время прений, их пустили на заседание. Это мы в землю смотрим, горбимся от слез, а эти разодетые и накрашенные дамы сидят, задрав носы. Эти королевы еще и насмехаются над гособвинителем, комментируют с мест: «Ну уж, наговорили здесь с три короба...»

— Вам нельзя общаться с присяжными?

— Нет, мы с ними даже не пересекаемся. Они входят и выходят совсем другими коридорами, базируются в отдельной комнате. Если честно, я только двух-трех присяжных заседателей запомнила в лицо, в зале суда ведь все время находишься на взводе. Взывая к их человечности, только заметила во время прений: «Вы же тоже матери и отцы, поймите же наше горе!..»

— Как вам запущенный на одном из центральных каналов сериал, снятый по мотивам событий, происходящих в Кущёвской?

— Это просто пародия на то, что происходило у нас в станице. Продюсеры примазались к теме, чтобы заработать на нашем горе деньги. Думаете, случайно показ фильма совпал с заключительным этапом судебного процесса? Обиднее всего, что героя Сергея Цапка там вознесли до небес. Этакий Робин Гуд, ангел во плоти. Смотреть противно, как киношный отец Цапка умирает, спасая безвинных девочек. В реальной жизни он еще нас переживет! Говорят, что сейчас отец Цапка, Виктор Валерьянович, живет в Адыгее. Все, что смогли, родственники Цапка перевезли в этот край, теперь на новом месте организовывают фермерское хозяйство. Знающие люди рассказывают, что каждый день в тюрьму в Армавир к мамаше Цапков идет машина с передачками. С этих продуктов кормится, похоже, не одна Надежда Алексеевна. (Мать Сергея Цапка, Надежда Цапок, была осуждена за мошенничество 18 августа 2011 года. Госпожа Цапок обвинялась в том, что, будучи учредителем ОАО «Артекс-Арго», она получила бюджетные субсидии в сумме 15 млн руб. Суд отменил приговор в начале августа 2013 года. Дело Надежды Цапок поступило в Кущёвский районный суд на повторное рассмотрение. Помимо дела о мошенничестве с бюджетными средствами против нее в 2012 году было возбуждено дело об аферах с земельными участками. По этому обвинению ей грозит до 10 лет тюрьмы.)

Суд по делу банды Цапка, длившийся больше года, готов поставить точку. Согласно установленному судьей порядку перед присяжными должен выступить обвиняемый Сергей Цапок. После чего присяжные заседатели удалятся в совещательную комнату, чтобы ответить на три вопроса: доказано ли, что имело место преступление, в совершении которого обвиняются подсудимые; доказано ли, что это преступление совершили подсудимые; виновны ли они в совершении этого преступления? На вынесение единогласного решения присяжным дается 3,5 часа. Если в течение этого времени вердикт не будет вынесен, то дальше он будет выноситься простым большинством голосов. Время для обсуждения не ограничено. Если присяжные посчитают, что вина подсудимых доказана, в дело вступит судья, который и вынесет приговор.

материал: Светлана Самоделова
газетная рубрика: ВНЕ ЗАКОНА