Шод Муладжанов. Время собирать камни

На модерации Отложенный

Понедельничным утром многие москвичи заметили: закрыты  десятки торговых ларьков и арбузно-дынных развалов, приостановлена работа на разнообразных стройках и объектах благоустройства, поредели ряды «бомбил» - перевозчиков у станций метро... Подобное бывает в последние годы после каждого серьезного конфликта с участием так называемых мигрантов. Или нелегалов. 


Кстати, кто бы мне объяснил разницу между первыми и вторыми? Ну, конечно: одни вынесли все унижения либо заплатили за необходимые документы (кстати, зачастую поддельные) и теперь считаются легальными, а другие предпочли или вынуждены пойти в рабство, попадая в полную зависимость от «крышующих» эту темную во всех смыслах массу «предпринимателей» и «полицейских». Кавычки в данном случае - знак неравенства между честными и криминальными представителями профессий.  

Итак, абсолютно ожидаемое происшествие: на вполне личную трагедию следует мощный общественный отклик. Зерно кровавого убийства простого парня Егора Щербакова упало в хорошо подготовленную почву массового недовольства москвичей засильем «понаехавших». А потом было резко активировано подозрительно быстро и ловко организованным подключением экстремистски настроенных то ли националистов, то ли «футбольных болельщиков», то ли просто отморозков. 

Кто убил молодого бирюлевского жителя? На момент написания этих строк, а тем более на время воскресных беспорядков - неизвестно. Судя по словам спутницы Егора, а также по кадрам, снятым с камеры видеонаблюдения, - вроде бы не славянского вида человек. Но откуда известно, что он - мигрант? Мало ли в столице нерусских граждан с российским паспортом? Имеет ли он отношение к овощебазе - одной из крупнейших в Европе и давно надоевшей своим шумом и разного рода грязью жителям района? Тем более неясно. Занимается ли полиция активным расследованием убийства? Нет фактов, позволяющих сомневаться в этом. Тривиальная история - а шум на весь мир.  

А потому что наболело. А потому что общими усилиями законодателей, исполнительной власти и правоохранительных органов гнойник этой сложнейшей, многослойной, чреватой социальным взрывом проблемы запущен до края. Пока его прорывает по чуть-чуть. Но может случиться и нечто совсем страшное. 

Побили полицейского (кстати, российские, как выяснилось, граждане) на рынке - давайте зачистим от нелегалов (а заодно и от нормальных торговцев) рынки. Случилась драма возле овощебазы - закроем овощебазу (куда же без Онищенко?) и проверим остальные такие же. Поснимаем с работы пару-тройку чиновников и сотрудников полиции, ФМС. Протрубим в Думе о «дорожной карте» по проблеме мигрантов. Проведем десяток конференций, брифингов и теледебатов. И... 

Ничего. Никакого сдвига. По-прежнему  в Москве обитают не менее двух миллионов (а по ряду оценок, и более) только нелегальных мигрантов. Как и все последние годы,  именно они составляют большинство и на стройках, и в криминальных сводках. Мы спорим о том, где они должны жить, кому платить налоги, где и как обучать и лечить их детей, - а изначальный-то вопрос остается открытым. 

Нужны нам эти «понаехавшие» или нет? Может ли сегодня обойтись без них Москва, вся Россия?  Думаю, любой благоразумный и объективный человек согласится: подавляющее большинство работ в таких сферах, как строительство, благоустройство, уборка улиц и помещений, прокладка и реконструкция дорог, торговля, общепит, выполняют отнюдь не коренные россияне.
Более того, людей со среднеазиатскими, молдавскими и даже вьетнамскими корнями все больше в здравоохранении, образовании, юридической сфере, бизнесе.  И что - их «интервенция» привела к безработице в столице? Нет, у нас вакансий гораздо больше, чем желающих найти работу.   

Согласен с теми, кто говорит: потребность крупных центров страны в рабочей силе надо в первую очередь удовлетворять, перемещая туда жителей из тех регионов, где нормальную работу найти невозможно.  Но о каком количестве людей идет речь? Какова их профессиональная подготовка? Готовы ли они заниматься тяжелым физическим трудом? Готовы ли претерпевать те условия жизни, в которые попадают мигранты?  Нет ответа. Нет ни реальных исследований, ни государственных решений с четко прописанной бюджетной строкой. Одна болтовня.

А коли так, коли мы имеем то, что имеем, надо исходить из реально сложившегося положения: во всей России живут и в основном работают либо учатся не менее 10 - 11 миллионов иностранных граждан. Уверен, что процент криминальных элементов в этой массе не выше, чем в остальном  населении страны. Надо, на мой взгляд, не дискутировать на тему об овощебазах, а принять ряд назревших правовых актов. 

Во-первых,  градация мигрантов должна, на мой взгляд, проходить не по коррупционно-формализованной линии «законный - незаконный», а по признаку официальной трудоустроенности. Если человек работает и получает за это легальные средства, достаточные для проживания его и семьи, - пусть  регистрируется и живет здесь. Нет спроса на его труд - нет регистрации. Но процедура должна быть простой, понятной и не зависящей от алчных взглядов чиновников. За наличие незарегистрированных работников должен отвечать корыстный работодатель - и не штрафом для  юридического лица, а «посадкой» для физического.

А вновь прибывающие, по-моему, должны получать визы - пусть в упрощенном порядке, прямо на границе, но с обязательным занесением в единую информационную базу. Это позволит точно определять срок их пребывания в России и в случае чего сверять, к  примеру, данные камер видеонаблюдения с упомянутой базой данных. Да и не пускать вновь в Россию тех, кто из нее выдворен за проступки, станет гораздо реальнее. Визу с правом работы получат только те, у кого есть так называемый «предконтракт», а остальные смогут находиться в стране определенное время и при условии временной регистрации. 

Кстати, это должно касаться, на мой взгляд, граждан всех государств, кроме тех, с которыми Россия подпишет полноценные соглашения о безвизовом режиме. Там должны быть четко оговорены и права, и обязанности  всех участников процедуры.

И еще об одном. Нищета и безработица в бывших среднеазиатских республиках - одна из главных причин массовой миграции оттуда в Россию. Так, может, если мы так заботимся об их судьбе, надо заставить наши богатейшие сырьевые корпорации, в том числе государственные, не тратить десятки миллионов евро на покупку футболистов, а создавать в Таджикистане, Киргизии и иных азиатских странах рабочие места, строя рентабельные, принадлежащие российским компаниям предприятия? 

Есть еще масса тем, так или иначе связанных с наболевшей проблемой миграции. Но ясно одно:  «камней»-ошибок, а то и корыстных преступлений в этой сфере разбросано столько, что критическая масса уже достигнута. И время собирать камни наступило. Хорошо бы они не полетели в каждого из нас.