Из прошлого в будущее: Буран

На модерации Отложенный

Выставка Rusian Arms Expo — 2013 в Нижнем Тагиле ознаменовалась неожиданным заявлением российского вице-премьера Дмитрия Рогозина: «Космический корабль «Буран» является хорошим примером действия космической техники в разных средах, к строительству подобных аппаратов необходимо вернуться.» Почему именно «Буран» привлек внимание к себе?

 

Проект космического корабля «Буран» — ответ американскому проекту «Спейс Шаттл», созданному в конце в 60-х годах двадцатого века. И если основная цель американского проекта — космические исследования, то прямое и первейшее назначение советского проекта — военная система, что включало в себя комплексное воздействие на вероятного противника в случае расширения последним использования космического пространства в военных целях, а также выведение на орбиту и возвращение на землю космических грузов, аппаратов.

Смотрите фотогалерею на сайте Идентариста >>http://identarist.ru/index.php/2013/10/buran/

Создание «Спейс Шаттла» не давало покоя советским инженерам. Когда в 1975 году руководством СССР были получены чертежи шаттла, ряд экспертов провел две экспертизы на военную составляющую. Руководитель военных НИИ и институте проблем механики Мстислав Келдыш обнаружил несоответствие возможностей «Спейс шаттла» с его основным предназначением. Исследовательский проект смог бы нести ядерные припасы, атаковать территорию СССР из любой точки космического пространства. Это и стало поводом к началу основания проекта «Буран».

Свой первый и единственный полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года с космодрома «Байконур» с помощью ракеты-носителя «Энергия». Всего в космосе корабль пробыл 205 минут, совершил два витка вокруг Земли и посадку на аэродроме «Юбилейный.» Полет проходил без экипажа, на автоматическом режиме. Этот факт вошел в книгу рекордов Гиннесса. К 1990-му году развитие проекта приостановилось, а в 1993 и вовсе было прекращено. В 2002 году герой-рекордсмен был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на «Байконуре», где хранился «Буран».

«Буран» имел явное отличие от его американского «собрата». Советский корабль мог совершать полеты на полностью автоматическом режиме. Однако, это его не спасло, в то время, как шаттлами по проекту США по состоянию на 2011 год было совершено 135 пусков.

Несмотря на общую схожесть проектов, оба имеют разные характеристики. «Спейс шаттл», к примеру, совершал посадку с неработающими двигателями, он не имел возможности несколько раз заходить на посадку. Система «Бурана» более гибкая. Она состояла из двух ступеней, что позволяло кораблю выводить на орбиту до 100 тонн полезных грузов. Один из самых главных плюсов — присутствие в советском проекте возможности катапультирования и экстренной посадки. В американском «Спейс Шаттле» этого не было.

После закрытия «Спейс Шаттла» западные СМИ часто освещали тему возобновления проекта «Буран» в США. Но по сообщению агентства «Интерфакс» директор ЦНИИМаш Г.Г. Райкунов заявил о возвращении к «Бурану» после 2018 года. Рогозин не был первым, кто заявил об этом.

Американский шаттл был нерентабелен, так как его стоимость составляла 5 миллиардов долларов, а при условии не менее 30 полетов в год окупить себя он не мог.

Несмотря на это наработки «Спейс шаттла» использовались в дальнейшем при создании космических кораблей.

После закрытия в 2011 году проекта шаттла, американцами было отложено и создание нового проекта под названием Orion. Проблема состоит, опять же, в финансировании. Создание корабля обойдется Соединенным Штатам в 6.1 миллиардов долларов. В этом году с компаниями-подрядчиками будет заключен еще один договор, и, возможно, увидеть его мы сможем уже в 2019 году.

Удивительным является тот факт, что США просто вынуждены пользоваться услугами Роскосмоса по доставке астронавтов на Международную космическую станцию. Причина все в том же закрытия «Спейс Шаттл». В течении последних лет США выплачивали России по 65 миллионов долларов только за одно место на транспортном корабле «Союз».

Возможно, это и является основным фактором к возрождению проекта «Буран». При достаточном финансировании он имеет все возможности к воссозданию и дальнейшей работе.

«Будущая авиационная техника будет иметь возможность подниматься в стратосферу. Космическая техника уже сейчас у нас работает в той или иной среде. К примеру, «Буран», который опередил время значительно. Но, по сути, все эти космолеты — это двадцать первый век, и, хотим мы этого или нет, но придется к этому возвращаться.» — заявил Дмитрий Рогозин.

Возрождение проектов по типу «Бурана» — серьезный шаг навстречу космическому превосходству России. За одно место в «Союзе» американцы платят более 60 миллионов долларов. В случае реализации аналогов советского корабля, не исключено, что другие, более развитые в технологической и научной сферах, государства смогут пользоваться российскими космическими «услугами». Не нужно забывать, что главная особенность проекта «Буран» — универсальность. Корабль, созданный согласно подобным техническим пунктам – многоразовый. Он способен не только выводить на орбиту Земли космические объекты, но и обслуживать их. Это прямой путь к созданию своих космических станций, завоеванию лидирующих позиций на орбите планеты, а значит и на самой планете, развития новых проектов, ведь главный инструмент «доставки и обслуживания» будет уже на ходу. Другая возможность проекта – доставка модулей и персонала для, что очень важно, сборки крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов и возврата выработавших свои ресурсы спутников. Россия полностью откажется от МКС и других проектов иных государств.

В процессе работы прогресс не встанет на месте. Инженеры будут иметь возможность освоения технологий космического производства и оборудования, доставки продукции на Землю.

Работа в космосе станет намного быстрее и проще. Среди технических возможностей аналогов «Бурана» — выполнение грузопассажирских перевозок по маршруту «Земля-космос-Земля». Подобным образом складывается целая система жизнеобеспечения космических станций и объектов, их расширения и совершенствования.

За русскими останется и другое преимущество – исследование космического пространства, других планет, а также ключи к колонизации объектов, где, как предполагают ученые, возможно существование жизни. Таких, как один из спутников Юпитера – Европы.

На службе России – космические комплексы и прогрессивные станции.

Возвращение к проекту «Буран» — совершенствование технологий будущего. Если он опережал свое время, то сможет опередить будущее еще раз.