Мысли о российском научно-техническом прогрессе

На модерации Отложенный

Выступления первых лиц государства обнадеживают: оба чуть ли не хором говорят, что нужно повышать престиж технического образования. Берут это под свой личный контроль…   Однако давайте посчитаем по-простецки, без интегралов: ещё в 2011 году было на самом высоком уровне заявлено о необходимости повышать престиж технического образования. Допустим, что в соответствии с утвержденным планом «повышения престижа» в том же 2011 году набрали нужное количество морально готовых к производственной жизни молодых людей. И сейчас их всех прогрессивно учат, и все до единого они пойдут работать по специальности. Прикинем "хвост к носу": полноценная подготовка рабочего занимает от полугода до двух лет,  техника -- до трех,  инженера – не менее пяти. Стало быть, в действующую промышленность дамы и гг. инженеры нового поколения придут к 2016 году. Вот это и есть самый ближайший срок, ранее которого никакие сдвиги на  пути к «мировому уровню» просто не начнутся.

При этом нужно помнить, что  подготовить нужное количество специалистов –необходимое, но не достаточное условие. Чтобы молодые инженеры начали работать с полной отдачей, им нужно будет хотя бы  два-три года постигать тонкости работы.  При этом у них должны быть достойная зарплата, жилье, перспективы служебного роста – стимул к совершенствованию, ведь чтобы качество труда было высоким, человек должен ходить на работу с желанием и радостью, чего без материального и морального подкрепления быть не может.  

Это значит, что заводы и фабрики, куда должны прийти молодые носители НТП, имеют многолетние гарантированные  заказы,  чтобы, не дожидаясь окончания выпуска одного вида изделий, начинали освоение и выпуск нового, без остановок и перерывов.

Только в непрерывности производства появляется культура, повышается качество. И это еще не все! Современному специалисту нужны современные средства производства, рабочее место должно быть на уровне 21 века, а не середины 20-го. Продукцию мирового уровня невозможно производить в грязных цехах на древних станках. Продукцию мирового уровня не смогут делать рабочие и инженеры, у которых, простите, туалет зимой промерзает, а летом – смердит.  Современное производство требует современной культуры, в том числе и общей.

 То есть пока наши гипотетические «престижные» выпускники  учатся, для них нужно опережающими темпами создавать производственную базу, чтобы они сразу включились в работу. И вот тогда к упомянутому 2016 году можно накинуть еще лет пять, и мы получим первый более-менее современный российский промышленный  продукт. То есть к 2021 году… «Более-менее» потому что мировая индустрия не будет десять лет ждать, пока мы ее догоним.

 ...Поневоле на ум приходит сравнение с послевоенной Германией, которая до войны лидировала в разработке и производстве авиационной техники, но после практически полностью отказалась от создания собственных самолетов. Да, она взяла свое в станкостроении, приборостроении, автомобилестроении, вошла во всемирную систему разделения труда и в целом -- неплохо живет. Но самолетов больше не строит.