Восемь либеральных мифов о Великой Отечественной

На модерации Отложенный

Сегодня в Москве состоится премьера фильма Федора Бондарчука «Сталинград». Что получилось у его авторов, а что, может быть, нет – можно будет оценить уже совсем скоро. Посмотревшие фильм волгоградские ветераны в оценках разошлись.

Судя по трейлерам, споров вокруг ленты, скорее всего, будет немало. Но один положительный момент нельзя не отметить уже сейчас: эта кинолента заставит всех нас вспомнить о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне не только 9 Мая и 22 июня, когда мы все поминаем погибших родственников и вместе гордимся своей Родиной.

Впрочем, все ли? Создана уже целая индустрия мифотворчества, где есть и, мягко говоря, необъективные историки, придумывающие то одну, то другую нелепицу про Красную армию и особенно про ее командование. Есть кинорежиссеры, известные и не очень, штампующие одну за другой киноподелки, из которых все должны понять, что война велась советской стороной исключительно при помощи штрафбатов, за которыми стояли заградотряды НКВД с пулеметами. Никаких героев, никаких коммунистов, поднимающихся первыми в атаку. Что вы! Политработники и особисты в антисоветских опусах все больше плетут интриги и отправляют невиновных в те самые штрафбаты...

Количество лжи и фальсификаций о Великой Отечественной войне превысило уже все мыслимые и немыслимые пределы, но некоторые мифы особенно активно внушаются через книги, фильмы, телепередачи. Их, на мой взгляд, восемь. Попробую ответить на них.

Либеральный миф № 1. Мы воевали плохо и только за счет потерь смогли побороть противника.

Либеральные историки не учитывают при этом истребительного характера войны со стороны фашистской Германии, огромного количества сателлитов, которые принимали участие в войне на стороне гитлеровцев (в том числе, к сожалению, предателей из числа граждан СССР), а самое главное, разного отношения к военнопленным у нас и у фашистов (из нашего плена вернулось большинство, из немецкого – немногие).

Либеральный миф № 2. Сталин привел Гитлера к власти, не дав объединиться коммунистам Германии с социал-демократами, и тем самым открыл дорогу будущей войне.

На самом деле по результатам выборов в Германии от 5 марта 1933 года гитлеровская партия получила большинство за счет коалиции с так называемой Немецкой национальной народной партией. Крупный капитал Германии не только финансировал избирательную кампанию нацистов, но еще и добавил им фактически недостающие голоса в рейхстаге. Союз коммунистов и социал-демократов или его отсутствие уже ничего не решал.

Либеральный миф № 3. Наша страна при сталинском режиме не была готова к войне с фашистской Германией.

Но если мы не были готовы, то фашистская Германия – и подавно. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на соотношение сил. По танкам у СССР на 22 июня 1941 года превосходство было почти в четыре раза, в авиации – более чем в два. Да, не вся техника была новой и боеспособной, но это уже другой вопрос. Сам факт ее наличия говорит о серьезности оборонительных приготовлений СССР.

Либеральный миф № 4, обратный мифу № 3. СССР готовился к наступательной войне в 1941 или, в крайнем случае, в 1942 году.

Сторонники этой версии не приводят ни одного документа, подтверждающего ее, за подписью Сталина. Опровергают предположение о намерении советского руководства нанести превентивный удар и сами либеральные историки, ссылаясь в поддержку мифа № 3 на невысокое качество значительной части боевой техники и репрессии в Красной армии в предвоенный период.

Либеральный миф № 5.

Русская православная церковь если и не была в душе на стороне гитлеровцев, то, во всяком случае, придерживалась нейтралитета.

Это не так: немалое число священников поддерживало советских партизан, в храмах собирали средства на вооружения Красной армии. Огромную роль сыграла Церковь в деле морально-нравственной мобилизации страны. Да, были отщепенцы на временно оккупированной территории, в частности, из так называемой Псковской православной миссии, но основная масса священства была вместе с народом.

Либеральный миф № 6. Социализм не одержал верх в Великой Отечественной войне, победили мы не благодаря, а вопреки ему.

Если бы не социалистический общественный строй, мы бы, весьма вероятно, потерпели поражение. Прежде всего потому, что перед лицом немецкого блицкрига не успели бы провести эвакуацию и, соответственно, не имели бы потенциала для длительной войны: для этого были нужны предельная мобилизация и четкая слаженность всех звеньев в народно-хозяйственном комплексе, возможные только при социализме. В результате в первые месяцы войны было эвакуировано 17 миллионов человек и более 2500 предприятий.

Либеральный миф № 7. Огромную роль в победе над фашизмом якобы сыграла помощь союзников – поставки по ленд-лизу и открытие второго фронта.

Тут либеральные историки отчасти правы: помощь действительно была и была полезной, но решающего значения она не имела. Второй фронт, как известно, англо-американские войска цинично открыли лишь 6 июня 1944 года, когда Советский Союз и фашистская Германия уже сильно обескровили друг друга. Ну а что касается ленд-лиза, то поставки по ним составляли лишь малую долю по сравнению с собственным производством в нашей стране. Например, по автоматам – всего 1,7%, снарядам – 0,6%, а по минам – и вовсе 0,1%.

Либеральный миф № 8 (ключевой). Сталин своими ошибками и просчетами едва не привел страну к поражению; если бы не гигантские жертвы (миф № 1) – неизвестно, чем бы все закончилось.

Да, И.В. Сталин не был полководцем и допускал, особенно на первом этапе войны, немало роковых ошибок. Негативную роль сыграли и необоснованные репрессии в РККА, имевшие место после раскрытия заговора маршалов во главе с Тухачевским в 1937 году. Но нельзя отрицать и другого: Сталину удалось мобилизовать страну для отпора врагу, вся она работала как единый механизм. Были и находки, которые позволили Советскому Союзу выстоять прежде всего в морально-психологическом плане – в частности, знаменитое обращение к стране «Братья и сестры!» и легендарный приказ № 227 – «Ни шагу назад!».

Что касается роли Сталина в целом, то лучше маршала Г.К. Жукова ее никто не может оценить: «Если в первую половину войны он (И.В. Сталин. – Прим. А.Е.), случалось, бывал растерянным, делал ошибки, то вторую половину войны он полностью соответствовал тому, что требовала обстановка от его ответственной роли Верховного главнокомандующего».

Резюме

Как ни странно, при обсуждении этих мифов на моей страничке в «Фейсбуке» больше всего откликов было вовсе не по поводу Сталина и возможного военного заговора в отношении него, как я ожидал, а относительно ленд-лиза. Хотя, если вдуматься, ничего удивительного в этом нет. Здесь ведь развеивается миф не только для внутреннего использования, но и мирового масштаба – о том, что решающую роль в Победу внесли союзники СССР по антигитлеровской коалиции, а не советский народ во главе с жестоким, но сильным руководством.