Метафизика и экономика

На модерации Отложенный

Метафизика и Экономика

 

Это на встречной – движение навстречу разрушительно. А мы – в одном направлении, и чем быстрее и целенаправленнее движение, тем наши курс, сближение и мы сами делаемся устойчивее, сильнее и безопаснее... Цель надо выбрать и ей соответствовать.

 

     Так как раз и бывает – дорога с поворотами сама ведёт путника, за первым – второй, а за вторым и третий. Два первых текста – о «наших проблемах» и о «проектности без «измов» – сами вывели к необходимости подытожить позитивными ответами на поставленные вопросы, на заявленные требования. (J: Раз – потребовал, два – потребовал, так и «потребителем» стать недолго.) Придётся на третий раз отвечать и ответствовать. В наших сказках – так ведь…

     В письмах кто-то спросил – «что это и зачем?» Зачем столько разных тем в одном… Ну а в других письмах были на это и ответы о «глубоком анализе и реальном синтезе» и о цели «правильного понимания человеческого общества и его экономической деятельности». Были приводящие в смущение комплименты разной степени о приятности чтения, как были и рекомендации – оттого, что «интересно, но много» – «сразу брать быка за рога» и тогда 3 странички будут как раз впору… Ничего в этом перечне мнений не добавлено, кто прочитает – сразу узнает; и будет же интересен разброс мнений. И скажу уже сказанным. Да, в текстах несколько пластов. И именно это создаёт объём... Тексты открыты, то есть они дают возможность думать. Каждый видит и берёт своё. Это хорошо. Что возьмутся, будут вашими 3-мя страничками; тем, как вам видятся смыслы и их пересечения.

     Были письма и более резко-определённые и с претензией. Обычно от разных «красных». Там, видимо, происходит отбор на дисциплину мышления… Они думают, что взлетели в понимании общества до вершин, и не замечают, что плавают под потолком так называемой «классической политэкономии»; а точнее – под колпаком. И уже забывают о более высоких этажах, где – сам человек и его родовые максимы (основы-требования), а не просто классы и вожди. Закрывают сами данность некой простоты, становясь «научными конструктами». Отсюда их практическая экономика сводится к коэффициентам учёта и ручному управлению («социальному рукоприкладству»). И при этом они очень честны…; драма какая-то, человеческая драма – чёрт побери… Кто же атрофировал им орган идеального чувства?.. Сначала идут романтики – без чувства почвы и практичности, а затем прагматики – уже без «романтизма». Нет – чтобы и сразу, и потом не терять человеческой целостности…

     Зачем я всё это здесь говорю? А вот зачем. В том, что будет дальше, вам придётся включать разные стороны вашего восприятия, разные стороны вашей личности. Вы же понимаете, что личность – это не сейчасное настроение и даже не привычный взгляд, не просто понимание с одного ракурса. Вот и придётся смотреть или идти с разных сторон. Сначала – сверху, потом – снизу. Может быть, и встретимся. Сами с собой.

     …

     Было и такое рас-суждение. «…вполне ясно, с чем Вы, может быть, согласитесь, что ИЗМ, сам по себе ничего не обозначает. «Изм» введён, по общему согласию и учёных, и схоластов, и краснобаев только для упрощения понимания, о чьей системе взглядов идёт речь. …Поскольку имярек представляет свои взгляды, то сумма этих взглядов принадлежит ему, что и подразумевает автоматически «имярек-изм»… Хм-м… Хорошая угода самому себе. Шанс, так сказать зарезервировать… А то, что во вред всему, что частность, что шум и ложь – так ничего. Нашим предкам – это было совестно; просто не понимали – «зачем?». А теперь уже и рациональное обоснование есть. Удобно, понимаешь… А потом в рас-суждении стрелки были переведены на меня. И мне пришлось снова заглянуть внутрь, честно… – «чего ты хочешь на самом деле, то есть так, что именно это главное и стоит за всем?», «где твоё спокойствие и движение?», «где нет суеты, досягательства, возвышения и самообмана?», «где всё впору и в меру?», «где счастье?», «где – благодать?», и опять – так «чего ты хочешь?»…

     В данном постановочном контексте если я что и хочу, так то, чтобы влиться в некую объемлющую целостность, в Истину. В том числе, возможно, и с "потерей имени"... (если помните «Дао-Дэ-Цзин»). Слиться в единстве и полноте. Но и сохранить конкретность. Я не хочу, потому что считаю вредным, обезличенности. Не хочу потери граней в обществе. Не хочу потери искромётности, вольности, возможности делать и исправлять ошибки; при этом должно быть и наше общее Знание. Не хочу потери жизни и жизненности. Но индивидуация и идеологизация «измами» – это дыхание инферно; которыми и мы стали дышать. При этом общество обязано – для себя – искать свои источники и беречь их, пить от них, знать их. И снова – искать, поднимать, беречь. И снова – … Питаясь не от источника, мы получаем уже и не отсвет истины, а труп, догму.

     А также не хочется – если даст Бог, преодолеем и это безвременье – чтобы наши потомки снова решили отдохнуть, и просидели, проблагоденствовали в разных удобных местах. То, что написано выше об обществе – на самом деле касается каждого, ощущений и мотивов каждого. Конкурентный принцип, когда «за счёт другого», не может сохранять общество, не сохраняет общность. Так и другая его сторона – паразитизм (потому что как раз «за счёт другого») – тоже не сохраняет и не строит. Только глубинные, сутевые солидарность и устремлённость, как отражение принципов мироздания – единства и развития – дают социальности шанс.

     Мы уже писали об «Экономике и Метафизике». Но это выглядело как-то… ну, схоластично. Для многих те философемы и связи кажутся «привязанными», не от мира… Значит, нам – снова с чистого листа…

     Мы пойдём сначала сверху, до определённого места. Находясь в состоянии, в восприимчивости – символьного, обобщающего, казуального, эйдетического. Если кому-то это не знакомо, не понятно – просто вспомните свои возвышенные состояния, они же тоже ваши, не чьи-то чужие. Любовь, поэзия, музыка. То, когда вам хотелось объять весь мир…. Если этого не было, то включите предельное обобщение своего ощущения счастья, когда нет ненужных противопоставлений и борьбы, но есть осмысленность бытия, есть то, что никто не отнимет, что всегда с вами… Понятно, что это – не материальное. Это – состояние…

     Мир – един. Сколько раз мы слышали это… Но – как-то не про нас. И всё же.

     Мир – един. Мироздание – иерархично; не наследуемо, но достигаемо, самоустанавливаемо в едином (общем) стремлении к высшему, в служении.

 

- 1 -

 

    В детстве, в мгновения, когда всё впору и мир открыт, добр, прекрасен, понятен – в эту пору, забываемую нами, мы и были метафизиками… Все и хоть немного. Мечтали и творили, вопрошали в слезах и получали просветление и участие, утешение. Не важно от кого. Причиной была, прежде всего, наша открытость… Были метафизиками, жили с миром заодно…, но забыли. Поумнели.

     Но и что-то осталось. Что позволяет понимать-любить детей и помнить-чувствовать счастье. А с опытом можно и попробовать назвать образы, символы, представления этого счастья. Через что мы прикасаемся к нему? Что нам даёт чувство счастья? Причём надолго, и с желанием тоже это отдавать! Это важно – «как дар», «надолго хранимо» и «с желанием передать»… (Важно – потому что от Духа; но сейчас пока не надо об этом; останемся в привычном, узнаваемом.) Итак, через какие понятия, определения мы можем назвать стороны, проявления, предтечи момента растворения в мире? Что нам даёт – счастье?

     Первое – Красота… Кра-со-та, благо-лепие, прекрасность… Аж дух захватывает… и слёзы на глазах. И всё забыто, что предшествовало. Лишь – «остановись мгновение»… И длись, длись, длись…

     Но вот и второе – Добро. Которое, как поддержка и мощь, как правда и справедливость, как дар и воздаяние… Которое есть утверждение истины и утверждение твоей не посторонности и ответственности. Которое – возможность со-участия и которое – Надежда.

     Но есть и – Истина. Как холод и клинок, как огонь и Вера. Как приобщение к Знанию и утоление этой жажды. Как неожиданное – «Эврика», и поклонение дару познания от переполнения открывшимся, переполнения ясностью и гармонией. И снова – слезами…

     И нет четвёртой стороны в природе человека, которая бы так чувствовала и так бы откликалась на мир. Иногда называется «Польза»… Но это уже в более низкой квадре практического действия; как реализация триединой Гармонии…

     Итак, три стороны и проявления… Красота, Добро, Истина. И это в нас тоже – как то, что реагирует на Них. Но думая так о себе – почему мы не говорим, что это же и растворено в мире?... Это – в основании мира. Ведь мы же – «венец природы», её «начало и конец»… А?

Будем последовательны. Мы – такие, значит и мир таков. Или наоборот, мир таков, вот и мы – такие… Не забывать бы.

     Но и вспомнить. Вспомнить о действительном «начале и конце» всего сотворённого… В философии эту триаду – Красота, Добро, Истина – называют «метафизической триадой». А в некоторых разделах теологии – тем, через что нам открывается Бог…

 

- 2 -

 

     В христианстве вслед вдохновенным Дионисию Ареопагиту и апостолу Павлу выделяются 3 небесные иерархии по 3 чина в каждом уровне. Верхняя триада – три великих Сущности верхнего уровня – непосредственно окружают Всевышнего «в вечном поклонении», передавая ниже важнейшие смыслы… И давайте здесь снова сделаем отступление.

     Вспомните, как вы передаёте кому-то свои впечатления о воспринятом (увиденном, понятом, почувствованном…). Ваши описания, ваша передача ощущений и смыслов будут происходить с привлечением средств, соответствующих получателю – так ведь?... То есть вы будете воспринимать нечто, своим естеством, то есть определённой стороной натуры, и транслировать воспринимаемое таким образом, который воспринимается уже следующими. Также и там.

     Великие Сущности направлены к Всевышнему, к определённому качеству Его; и они же транслируют эти качества в виде, воспринимаемом нижестоящими уровнями. Также и нижеследующие триады. А что – в соответствии с христианским богословием – воспринимает и транслирует Верхняя триада: Серафимы, Херувимы и Престолы?

     Серафимы возносят Любовь, передавая Божественную Красоту и Любовь; Они изображаются шестикрылыми. Херувимы возносят По-знание, передавая Истину; Они изображаются исполненными очей и в тетраморфах – в 4-х священных животных, являющихся проводниками Истины. Престолы воспринимают Славу и Воздаяние, Справедливость, возносят Благодарение, передавая Опорность, Державность, Добро.

     Верхняя Триада – уровень Основ, Ценностей. На уровне человека один из элементов познания и общественного сознания – философия – разбираясь в основах и принципах устройства мира, и ставит следующие вопросы: «Что есть бытие и сущее?», «Что первично; или в чём начало?», «Из чего всё произошло и куда движется мир?», «В чем причина и цель развития; и есть ли развитие?», «Познаваем ли мир и как познаваем?», «Что есть прекрасное?», «В чем смысл жизни?». Всей своей историей она оформила это познание в свои разделы, сферы: Эстетика, Этика и Гносеология, - то есть соответственно понимание Красоты (отсюда в том числе онтология), понимание Добра (отсюда в том числе право), понимание Познания (отсюда в том числе диалектика)…

     Здесь важно и познавательно завершить эту тему информацией об обобщениях последующих ангельских уровнях, об их назначении. Второй уровень формирует «Способности действия» и «Устроение мира». Третий уровень несёт «Руководство и Устроение человека»; в том числе первый элемент триады – Начала – являются управителями народов…

     Надо сказать, что аналогичное устройство небесных сфер прописывается и в других религиях… Мы коснулись здесь метафизических сфер, чтобы можно было увидеть определённое единство понимания принципов благодати и причинности, которые формируют и человека, как часть Творения. А через человека формируется и социальность. И вот здесь вопрос о научности основ такого формирования. К чему мы ещё придём.

 

- 3 -

 

     Кризис науки обозначился ещё в 20-х годах 20-го века, с появлением физики микромира, с теорией множеств, теоремой Гёделя, психоанализом, с открытиями в биологии и нейрофизиологии, с глобальными экономическими и политическими кризисами и кризисом гуманизма. Неопределённость, относительность, иррациональность… Первые попытки изменения восприятия действительности (то есть изменения рационалистической парадигмы) начали предприниматься в это же время. И именно в России, причём в позитивном ключе, в восстанавливающем общественные отношения, дающем надежду и путь: А.Богданов (системология, целостный подход, наука об управлении), В.Вернадский (понятие ноосферы), позднее – анализ нелинейных динамических систем и самоорганизации (группа Р.Баранцева), явившийся началом дисциплины, ставшей известной под именем синергетика… Причём потенциал последней явно упёрся в новые «неразрешимые вопросы», а её гуру просто используют обретённую мудрость и мат.аппарат для решения конкретных задач. Первые же так и не развернулись в конкретной политико-экономической парадигме.

     Кризис науки не разрешился. Но сейчас именно практические решения во многих областях, и прежде всего, в энергетике всё с большей очевидностью демонстрируют всю несостоятельность понимания человечеством мира и себя. Беспрецедентное переформатирование человеческой цивилизации сдерживается бенефициарами от политики и экономики. И именно здесь, в понимании социально-экономического устройства мы ждём перемен. Здесь находится запруда; и неправда, что вскрытие её несёт опасность миру. Опасность несут действия по сохранению устаревшими и уходящими силами своей тысячелетней власти, своего понимания…

     Это значит, что и нам самим надо снимать с себя морок. И прежде всего морок «измов», которые суть клише частностей, которые суть бесполезное теоретизирование и провокация столкновений, провокация амбиций… Нам бы всем вместе просто вернуться к возрождению и созиданию нашей общей Земли; что невозможно без возвращения к тем самым простым метафизическим истинам.

     И всё же железный 20-ый век был не напрасен. Он как раз и подвёл нас к синтезу. Через те самые обобщающие дисциплины, выявлявшие общие принципы устройства видимого материального мира. Оказалось, что не только одни и те же дифференциальные уравнения могут описывать процессы и в физико-механических системах, и в биологических, и в социальных, но и появилось представление об общих началах разных систем. Общие начала или основы, единые принципы, которые как-бы организуют, задают формирование феноменов, называются Максимы. Вот о них, как граничных принципах между конкретными, прикладными науками и философией, и давайте поговорим сейчас.

     Итак, мы входим в область философии и наук, занимающихся общими принципами устройства и функционирования сложных систем разного рода. Давайте попробуем сами определить эти принципы.

     (1) Наука до сих пор изучала тем образом, что разбирала предмет на части. В то время, как в действительном мире первым свойством любой системы является её целостность. Это даже не эмерджентность, когда свойства и качества целостной системы больше свойств и качеств её отдельных элементов; то есть нельзя судить о целом по тому или иному набору её элементов. Целое – это не просто эмерджентное, то есть собранное. Это наоборот, элементы Целого – разобранные. Исходно – «готовое Целое». Именно так видит будущий шедевр творец и художник – всё и сразу. Так видит в первый момент «своё» открытие учёный. И потом они идут к нему… Отсюда – идея Логоса или Эйдоса… Итак, первая наша Максима и параметр адекватности – «Целостность или Сохранение Целого».

     (2) Диалектика – вообще искажённое западом понятие, дисциплина, технология. Но многие, благодаря её утвердившимся формулировкам знакомы с категориями (а не просто житейскими понятиями) такими, как количество и качество. Мы здесь рассматриваем, как устроен мир. И в нём явно присутствуют феномены (суть – качества) и их множество. Причём множество, безусловно, является фактором развития (увидим ещё далее). (Развития – что важно – прежде всего, себя.) А вот бытием обладает как раз качество. Исходно несёт бытие и концентрирует изменения – качество. Количество является средством для качества. Взаимодействует с другими элементами мироздания и качество, и количество. Но всё начинается с качества и возвращается к нему, фиксируется в нём. Качество – это цель. И следовательно – фундаментальное, исходное, отличительное свойство системы. Итак, вторая наша Максима: «Фундаментальность качества (в отличие от количества)».

     (3) Говоря о цикличности и развитии, мы понимаем, что процессы могут быть созидательные и разрушительные. Взрыв сам по себе отличает, прежде всего, неравновесностью. Цепная реакция и развитие раковой опухоли происходит постоянным (без пауз) удвоением. При этом для них должна быть определённая среда (непоглащения). Они используют потенциал среды, в конце концов, получая заканчивание процесса (равновесие) в рамках её в целом. В это равновесие включается и среда, она претерпевает соответствующие для этого изменения. При разрушительных процессах, то есть за счёт среды – путём упрощения, деградации самой среды. При созидательных процессах – путём увеличения потенциала среды, то есть формирования равновесия на более высоком уровне. Созидание – это воспроизводство равновесия на новом уровне тем, кто создаёт для этого начальную неравновесность. (Это понимание особенно важно в политико-экономической сфере.) Итак, третья Максима, как важнейший и обязательный этап развития – «Равновесие».

     (4) Скажите, как происходят и закрепляются изменения в поведении особи? Как вообще происходят изменения в биологическом виде? Теперь уже известно, что они – как механизм – происходят в популяции в целом, в множестве. Назовём эту Максиму – «Коллективность развития»

     (5) Наука до сих пор выделяет некие статичные конструкты, понятия, чтобы определить между ними некие закономерности. Между тем понятно, что такое выделение – лишь удобство восприятия и общения, опирающееся на определённым образом настроенный аппарат восприятия/анализа и выхватывающий статистическую значимость на неком уровне и отрезке. Уже гораздо ближе – как переходный этап – восприятие не статических элементов, а процессов. А общим для всех процессов в мире, имеющем границы – как в целом, так и в элементах – является их цикличность, повторяемость, спиральность развития, вихревая замкнутость, спин… Итак, следующая Максима – это «Цикличность и Процессность».

     Следующие 2 Максимы взаимосвязаны, как 2 стороны проявления, как свойство и обеспечение. И относятся они к особенностям действия, к исходному фактору и условию действия.

     (6) Любая система имеет назначение или цель. Не бывает пустых систем, то есть «для себя», замкнутых на себя, не взаимодействующих. И точно также любая активная действующая система имеет «Целеполагание». Это является выражением воли, как собирающего фактора для феномена, имеющего психическую организацию. И выражением «свободы воли» для человека.

     (7) «Свобода воли» имеет псевдо-синоним, то есть одно предполагает другое и наоборот. Качество наделённого свободой воли и условие-требование для проявления свободы воли – есть субъектность. Как творчество – единственное оправдание свободы, так и субъектность – единственная возможность свободы воли. Постольку поскольку свобода завещана человеку, то именно субъектность является условием реализации этой свободы. Итак, седьмая Максима – «Субъектность проявления, действия». И есть в этой Максиме одна сторона, отражающая важную особенность процесса Творения и выражающая эту особенность – Личностность, жертвенность актора.

     …

     Максимы – на грани между наукой и метафизикой. Наука уже признала их, как важнейшие факторы организации и самоорганизации в реальном мире, в разных его сферах. И они же следуют принципам небесных сфер.

     Выше мы назвали 7 Максим… Являются ли они таковыми, то есть обязательными для видимого мира (или отдельных его важных проявлений)? Обнаруживаем ли везде и всюду в нашем действительном, реальном мире эти Максимы (при условии неискажённости феноменов)? Есть ли ещё другие Максимы?... Мы предоставляем эти вопросы вам самим. Ответы на них, как представляется, интересны будут многим. Здесь же и сейчас попробуем соединить эту главку с предыдущей.

     Можно ли обнаружить генетическую (родственную, разворачивающуюся) связь 2-х уровней: «Метафизической триады» и «Максим», - именно по отдельным элементам? Для ответа на этот вопрос необходимо будет сначала развернуть небольшие синонимические ряды аналогичной функциональности в элементах Триады.

     Итак, Истина – Правда, Порядок… и тогда продолжаясь уже в уровне универсальных принципов материального мира это – Целостность (1) и Качество (2). Посмотрите выше их определение. Это так? Это прежде всего эти Максимы?..

     Далее. Добро – Устроенность, Справедливость… и тогда в уровне Максим – это Равновесие (3) и Коллективность развития (4)…

     И третье. Красота (как действительное бытие) – Развитие, Реализация… и тогда далее в материальном мире – это Цикличность (5), Целеполагание (6) и Субъектность (7). И не забудьте, что здесь всё начинается с Любви…

     …

     Надо здесь ещё сказать следующее. Люди с рациональным и иррациональным восприятием будут видеть по-своему связь метафизики с жизнью, взаимоорганизацию, взаимоотношения уровня «Метафизической триады» и уровня Максим. Данное различие концентрируется в восприятии-понимании Красоты. Потому надо приподнять понимание, Красота – это не просто красивость, эстетичность. Понятие Красоты вбирает в себя мир и его восприятие, то есть устройство бытия и его осознание… Тогда восприятие Красоты – это восприятие Гармонии. А это – и индивидуально, и объединяюще. И конкретно, по предмету восприятия… Потому, если чётче, то – Гармония спасёт мир; и именно при соответствующим образом настроенном восприятии человека. А это есть Любовь – во внутреннем состоянии...      

 

- 4 -

 

     В этой главе мы наконец посмотрим и пойдём от экономических реалий, от системных экономических механизмов. Системные – то есть которые непосредственно составляют и представляют целостность функционирования экономики, целостность и полноту её организации. Кстати, системность механизмов проявляется и в том, что они работают часто не в одном контуре управления, задействованы не в одном процессе.

     Мы будем говорить об определённых «Экономических процессах» и соответствующих «Управляющих механизмах». А источником процессов должна быть именно конкретизация Максим в экономическом поле… Так мы увидим связь от низа до Максим. Только вот вопрос – на этом участке как идти: от механизмов, складывая их в процессы, имеющие причинность в Максимах… или от Максим, показывая их разворачивание-конкретизацию в экономических процессах и далее управление ими в конкретных механизмах?… Вопрос – как достовернее? Где покажется меньше натяжек и что легче для восприятия?

     Если пойдём первым путём, то есть сначала будет показана необходимость и достаточность именно конкретного набора механизмов для организации экономики, а потом поднимемся в обобщениях до процессов, и уже в конце будем искать их соответствие или причину в Максимах. Если пойдём вторым путём, связь будет сразу простроена, но возникнет сомнение в наборе системных механизмов; то есть логика от общего к частному, что всегда легче воспринимается, но в конце возможно сомнение в неискусственности конечных механизмов… Сразу с 2-х сторон может идти лишь имеющий их сразу одновременно… Что ж давайте сделаем так. Сначала поговорим об организации экономики, а потом пойдём сверху. Об экономике будем говорить достаточно схематично, опираясь на написанное ранее.

 

     Экономика, как естественный процесс имеет свой круговорот. И это – важнейшее её свойство, качество, как предмета; которое задаёт всё понимание экономики. И показывает её простоту. (Когда естественно, то всё просто.)

     Экономический круговорот – это движение ресурсных потоков между основными (этапными, поворотными) узлами экономических процессов. Экономика заключается в изготовлении и сбыте продукции, что регулируется доходами потребителя. Экономика, как и всё, нуждается в возобновлении, обновлении, инвестициях, что обеспечивается обществом в виде квази-налога – «прибыли». Эта же «дельта» над себестоимостью обеспечивает верхний экономический узел инновационных разработок… Если хотите, можете посмотреть функциональный образ Экономического круговорота здесь на рисунке №22. А кто ещё сомневается в функциональности (системности) прибыли, как феномена, посмотрите и рисунок №19. Проблема не в прибыли, а в управлении ею. На рисунке же №23 показана социальная трансформация экономического круговорота.

     Между узлами экономического круговорота действуют макро-механизмы, которые и призваны обеспечить равномерное, управляемое движение ресурсов без заторов и провалов. Назовём три главных таких механизма: «Полнотоварная валюта», «Ремиссия прав собственности» и «Гармонизация доходов». Подробнее о них можно прочитать в «Концептах». Управление экономикой заключается в балансировании (уравновешивании) на всех уровнях и во всех секторах. И здесь сразу надо заметить, что «Баланс» – это душа экономики, это её главный инструмент во всех моментах.

 

     Выше сказано в целом об экономике. И надо сказать ещё об одном общеэкономическом важнейшем факторе – о качестве и его регулировании. В индустриальном, многопрофильном производстве с глубоким разделением труда регулирование качества не может уже осуществляться просто мордобитием. Появляется стандартизация, и она становится во многом государственным делом. Как является государственным делом поддержание культуры, поддержание инфраструктуры, организация и обеспечение прорывных мероприятий. Инструментарий при этом может быть разный, но здесь непременны воля государства (и общества) и соответствующая политика. И Качество здесь находится в том же ряду фундаментальных основ жизнедеятельности, жизнеспособности. Это фактор действительного прогресса. Не говоря уже просто об экономии ресурсов. При этом система обеспечения качества может и должна быть интегральной, охватывая все стороны: продукцию, труд, информацию, среду.

 

     Следующий ряд механизмов довольно представительный и связан как раз с конкретной реализацией определённых макро-балансов. А необходимость их регулирования вытекает как раз из «вызовов», создаваемых конкретными феноменами, как камнями, в потоке целостности.

     «Вызов» – это уже понятие в сторону метафизики. Чтобы понимать вызовы, надо понимать и предмет, и требования к нему сверху, и особенности момента (хронотопа). Здесь – место между процессами и Максимами. Итак, какие конкретно вызовы обнаруживаются при спускании в экономическое многообразие? И какие балансы, как фиксация процессов, сводят эти вызовы в русло управления?

     Чтобы описание не растянулось, минимум, на страницу, приведу всю эту ситуацию в таблице. Надо лишь чуть-чуть прокомментировать. Суть вызова денег – в расхождении с тем, что они призваны всего лишь представлять, с продукцией; и становление их самоцелью и самоценностью. И именно возникающие из-за этого товарно-денежные дисбалансы и есть суть капиталистических кризисов. Необходимый же здесь механизм – как определённая природа денег, причём восстановленная природа – есть «полнотоварная валюта».

     Вызов прибыли возникает аналогично из-за игнорирования её общественной природы, её сути авансирования обществом её получателей, как субъектов развития. И неизбежный здесь механизм, как некий закон, императивно восстанавливающий порядок вещей, природность соответствующих отношений – «ремиссия прав собственности».

     Вызов плана – это вызов очередной крайности; так привычной человеческой безмерности в своей абсолютизации и идеализации своих построений; прежде всего из-за тщеславия. Процессы, рассматриваемые здесь, заключаются в балансировании отраслей производства. А в рамках каждой отрасли – определение коридора для соотношения (пропорции) средств, идущих на развитие/восстановление и зарплату, на накопление и потребление. Надо ли говорить, насколько грамотными (адекватными, в том числе по инструментарию реализации) должны быть такие административные регуляторы. И как политически грамотно это должно делаться. А исходным (для понимания естественности мер) и объединяющим здесь механизмом являются математические соотношения «гармонизации доходов».

     Вызов разных экономических пространств оформился как раз вследствие расхождения денег с их обеспечением. Так, например, ещё в 1929 мировой товарооборот в 4 раза превышал стоимость золота, обмен товарами уже тогда фактически шёл взаимозачётом через чисто бумажные деньги; потому важен внешнеэкономический торговый баланс. Ведь в такой ситуации экспортно-импортные отношения могут становиться фактором неэквивалентного обмена, колониального выкачивания ресурсов (через игру на курсах валют). И этот вызов сохранится из-за разных основ денежных систем разных стран и разных принципов организации экономик. Решением здесь является конкретное выведение стоимостных балансов, вычисление реальных курсов валют (обменных эквивалентов) и формирование системы справедливых внешнеэкономических отношений.

     А теперь – таблица этой группы механизмов, связанных с балансами и вызовами.

(См. в файлах - https://www.facebook.com/groups/commonmind/585057884862717/)

     …

     Механизм ремиссии прав собственности в силу своей системности выходит и на другие экономические проявления (или процессы). Также и механизм гармонизации доходов. Существуют также и важные управленческие организационные подходы, которые тоже суть механизмы; да и просто управленческие установки, приоритеты. И в этом ряду есть важный и наш исторический орг-механизм – общинное хозяйствование, артели, складчина. Он один имеет множество реализаций и детализированных методик; и даже выводится некоторыми учёными на верхний уровень, как общий орг-принцип, как макро-механизм…

     На этом, пожалуй, мы остановимся в рассмотрении нижнего уровня нашего путешествия. И попробуем соединить разрывы, навести мосты. Как это сейчас сделать проще и понятнее, нагляднее, без лишних слов? Да ещё при этом дополнив перечни механизмов из списка организационных; они уровнем ниже, но также важны в реальной экономике и реальном управлении… Как, находясь в данной точке, быстрее и эффективнее выйти на итог всего предыдущего разворачивания картины?…

     Пожалуй, теперь лучше привести полную таблицу, где представлены все уровни в их взаимосвязи и следовании сверху донизу, от Метафизической триады до экономических механизмов. И далее – вам смотреть, вспоминая пройденное и имея уже свои находки, далее вам судить.

     Эта таблица приведена в конце. (См. в файлах - https://www.facebook.com/groups/commonmind/585057884862717/) Кому потребуется она в виде картинок, их можно скопировать с рис.26, здесь. А глядя на таблицу, можно сказать ещё следующее. В таблице 2-ой уровень – это уровень Духа, в том числе экономики. 3-ий уровень – Душа, в том числе экономики. А всё, что справа (2 столбца) – и есть конкретность тела экономики.

 

- 5 -

 

     И последнее. Ну что ж, в самом начале мы говорили об экономической аксиоматике. Значит и здесь надо сделать шаг. Пусть же эти пункты будут точками уточнения и продвижения. Но и точками узаконивания нашего проекта в нашем сознании. Если бы мы что и хотели обсуждать, так это именно экономическую аксиоматику. Потому что, как представляется, именно через это, и причём уважительное, последовательное, отвечающее, мы сможем выстроить нечто проектное и общее.

   Аксиоматика проектной экономики:

01. Аксиома источника прибыли в Природе (вне собственно переработки продукта, где Труд и Разум есть интенсификаторы преобразования); что не отменяет её осмысления в социальном контексте. Особенности формирования (создания) и проявления (распределения) прибыли такие же, как в природе.

02. Аксиома общественной природы прибыли (в том числе исправление понятия ренты). Противоречие восприятия прибыли происходит из столкновения факта общественного контекста появления прибыли и частного характера её конкретного местопоявления. У прибыли есть исходный оператор, но появиться она может только за счёт внешних источников и неравновесности. Развитие и происходит восстановлением гармонии, справедливости (в том числе возвращением долгов) из состояний неравновесности при наличии энергии разного рода. Прибыль имеет чёткое назначение развития; как закон природы. Из не различения особенностей и значения данного единого процесса (цикла) происходят ошибки абсолютизации какой-то одной стороны и отрицания другой; при нарушении полноты-целостности понимания человека и невозможности создания, полных, грамотных и взвешенных механизмов управления. «Управление прибылью» – это правильная синергия действия и явления, выражающая требование времени к уровню сознания и к состоянию общества в целом.

03. Аксиома итогового распределения в продукте суммарной экономической стоимости на прибыль и зарплату (экологические затраты – часть использования прибыли)

04. Гипотеза (теория) квадратичности эффективно-устойчивого распределения ресурсов (в том числе новая метрика вероятности распределений в цело-частных координатах)

05. Теория экономического (природного) круговорота и трансформации его в «социальный тетраэдр» с возвышением и обретением полноты у центральной обменной функции: от денег к человеку (завершение цикла «рацио-материалистического, экономического отрицания» и Большого исторического круга).

06. Теория и схема человеко-центричной экономики развития, на основе п.3

07. Теория полнотоварной валюты со свойствами энергозатратности, акционерности и цифральности, в том числе:

   - развивающий эффект затрат, находящихся в основе валюты (критерии эмиссии)

   - эффект снижения цен

   - эффект сохранения ресурсов

   - эффект простой интеграции экономических пространств

   - эффект (требование) обязательности доверия власти и народа

08. Теория ремиссии прав собственности (в том числе формула), как следствие п.п. 2 и 5

09. Теория гармонизации доходов (в том числе расчётные методики), следствие п.п. 4 и 5

10. Принцип согласования социально-обусловленного развития в совете 3-х системных экономических субъектов по 3-м видам собственности: частной (прежде всего в потребительском секторе и по сути – венчурно-развивающей), общественной (прежде всего в ресурсодобывающем секторе и по сути – социально-стабилизирующей) и государственной (по сути – инфраструктурно-охраняющей, в том числе по средствам производства); причём именно ценовой баланс и циклические особенности смещают границу в практике распоряжения средствами производства. Специфика инвестиционного механизма – суть и содержание, отражение и выражение специфики этих 3-х секторов экономики.

11. Аксиома производности политэкономической стоимости от ценностей общества

12. Аксиома о целостности экономики для совпадения единицы экономической стоимости и денежной единицы.

13. Гипостема Метафизической экономики (связь системных экономических механизмов с системными онтологическими триадами), в том числе теория 4-х вызовов-балансов

14. Аксиома основы капитализма в расширяющихся рынках (спросе) и в разделении труда (несамодостаточности человека, разомкнутости социальных групп); с соответственной его невозможностью в замкнутых системах (в пределе – на Земля) и в климатически неблагоприятных (социально затратных) условиях. Аксиома родовой связи капитализма с колониаллизмом. Самоцель денег капитализма заканчивается глобальным финансовым фашизмом; хрематистика, как частное явление, приводит глобально к «финизму».

15. Вывод об инфляции, как эксплуатации общества

16. Аксиома опосредованной связи между отсутствием ссудного процента и артельной (долевой) формой инвестирования и производства; с формированием производительного (интенсивного) типа экономики в отличие от торгового типа (экстенсивного). 2 типа экономики расходятся и в отношении национальной культуры: первая формирует и поддерживает, вторая нивелирует и уничтожает.

     «Для любого проекта из процента возникают такие понятия, как расходная часть, сроки окупаемости, дисконтирование и т.д. Отсутствие же «процента» предполагает соединение факторов производства во временные проекты, в которых расходная часть нулевая, а доход распределяется между участниками проекта. Так как нет «процента», то возникает другое наполнение у понятий «зарплата», «капитал», и исчезает неуклюжее – «товар рабочая сила».

Политическая экономия без процента, как взаимосвязь новых аксиом обмена, производства, потребления и воспроизводства, взывает к необходимости соответствующего субъекта, к необходимости такого сформулированного экономического бытия, без которого новое хозяйствование не осуществимо. В экономическом смысле это здоровый и знающий человек. В политическом — самодержавный. Нет хлеба, нет воли. Нет воли, нет разума. Нет разума, нет Личности. Нет Личности, нет общества и государственности.» (Н.Крячков)

   Вывод о Национальной Инновационно-Инвестиционной Системе, как соответствующей цивилизационному характеру (ценностям).

17. Аксиома необходимости в расширяющейся экономике, основанной на разделении труда, отдельного инвестиционного контура обращения, как вносящегго неравновесность. Предложение инвестиционных облигаций, как современного второго финансового контура, защищённого от перетекания средств.

18. Гипостема о единстве для развитого интегрированного общества бюджета и пенсионного обеспечения, дифференцированного лишь по социальным особенностям (заслугам)

19. 7 пунктов Принципа новых международных экономических отношений