Предназначение русского языка – скреплять расколотую Россию

 , Виктор Мартынюк
Изображение с сайта uni-altai.ru
 

 

Нацреспублики отказываются признавать государственный язык своим

Когда-то каждый советский гражданин – «хозяин» многонациональной «шестой части суши» – независимо от национальности был готов выучить русский язык «только за то, что им разговаривал Ленин». Собственно, степень готовности к изучению этого языка тех или иных этносов тогда никого и не интересовала: язык Пушкина в школах и вузах учили все, не забывая попутно, зависимо от местности, также и о языках Шевченко, Тукая, Акмуллы или Фраги. Мир не перевернулся, зато некоторые парламентарии, получившие в свое время советское образование, теперь осознали всю опасность русского языка для «нетитульных» национальных культур...

Стоило лишь инициативной группе депутатов внести предложение о поправках в ФЗ «О языках народов Российской Федерации», как немедленно на авансцену вылезли милые и трогательные комплексы. Одна из поправок предполагает универсальное закрепление статуса русского языка как «родного» со всеми вытекающими. Что это значит для того же Татарстана? Что изучение русского языка в здешних школах станет куда более обстоятельным, что, как опасаются в соцсетях и блогах некоторые татары, неминуемо приведет к уменьшению часов преподавания татарского языка. «Предложенная ими (авторами поправок в закон. – Прим KM.RU) редакция законопроекта не находит поддержки ни у юристов, ни у специалистов в вопросах языка, потому что ее положения противоречат действующему закону об образовании», – приводит ИА REGNUM слова депутата Государственной Думы от Татарстана Ильдара Гильмутдинова (разумеется, из «Единой России»).

В своем комментарии агентству депутат также высказал надежду, что работа над предложенными поправками продолжится и в конечном итоге обновленный закон не будет «нарушать баланс национальной системы образования». Г-н Гильмутдинов также обратил внимание, что законопроект не нашел поддержки в экспертных кругах правительства РФ и ряде органов исполнительной власти в регионах. О том, что оформленное в Москве предложение сделать русский язык «родным» для всех вызвало немало замечаний, в Татарстане сообщил на заседании местного парламентского комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам его председатель Разиль Валеев. В частности, министерство образования республики официально дало отрицательное заключение данному законопроекту, мотивировав это как раз тем, что предлагаемый статус русского языка повлечет за собой сокращение часов на изучение татарского.

К слову, одним из авторов поправки о признании русского языка «родным» выступил, как ни парадоксально, депутат от Чеченской Республики Гаджимет Сафаралиев (также однопартиец Гильмутдинова).

Оценивая скептическую реакцию коллег, глава думского комитета по делам национальностей не скрывал обиды: «Почему татарский может быть и родным, и государственным, башкирский может быть, и другие языки тоже, а русский язык не может быть? Получается, около 100 миллионов человек поражены в правах!» Трогательная забота, но судьба вопроса, кажется, предрешена, и смелая идея о признании русского языка несущим стержнем общей российской культуры так идеей и останется.

А всем нам, несчастным носителям обделенного, но все же великого языка вновь останется недоумевать: почему при куда более пестром в национальном отношении СССР русский язык оставался беспрекословным стандартом и фактически был родным – и тем самым безусловным признаком принадлежности к «советской нации». Хотя, разумеется, недовольные были и тогда, только их апокалиптические прогнозы гибели местных языков не подтвердились и никакой «диктат» русского языка не помешал сегодня ни Шаймиеву, ни Минниханову, ни Гильмутдинову ощущать себя татарами и гордиться этим. Потому что никто не ограничивал их в изучении культуры своих предков наравне с изучением большой русской культуры. Вряд ли это повредило им.

Но можно ли будет так же сказать про их потомков спустя несколько десятилетий?

Непростую ситуацию вокруг поправок в Закон «О языках» в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный общественный деятель, руководитель комиссии по культуре Общественной палаты города Москвы Михаил Лермонтов:

– Я полагаю, что здесь у государственной власти должна быть принципиальная позиция, если она – власть – конечно же, отождествляет себя с Россией. Ведь наша страна – это цивилизация, а культурный код в цивилизации играет исключительно важную роль: он равно удерживает ее как от внешней агрессии, так и от внутреннего расшатывания. А в основе нашего культурного кода лежит русский язык, о чем, кстати, и Владимир Путин недавно подробно говорил в своей Валдайской речи.

Культурный код нашей цивилизации объединяет все народы, населяющие Россию, все языки и культуры, но в его основании лежит именно русский язык, и поэтому любые сомнения относительно приоритетности русского языка нужно рассматривать как безусловно направленные на разрушение государственной суверенности, государственного суверенитета. Охрана русского языка – сохранение культурного кода неизменным, его постоянное воспроизведение, что является залогом сохранения самой России, русской цивилизации.

– То есть вообще не стоит обращать внимание на протесты со стороны национальных автономий?

– Разумеется, внимание на все это обращать необходимо. Безусловно, любые сомнения такого рода требуют проведения серьезной идеологической, разъяснительной работы; нужен спокойный, уважительный, но уверенный диалог. Конечно же, каждый проживающий на территории России народ вправе мирно отстаивать свою национальную идентичность, но кто сказал, что это право может быть реализовано обязательно в ущерб русскому языку? Утверждайте свои национальные языки, развивайте их, учите детей – но не вместо русского, а вместе.