Придуманные миры
На модерации
Отложенный
Чем дальше живёт человек на Земле, тем сложнее становится жизнь его. Покинув Норму, непрерывно пытается он разрешить ворох проблем возникших – но только ещё больше других возникает перед ним. Непроста, трудна стала жизнь, и только разгребает человек один завал на пути своём – тут же появляется другой. «Напряг», как принято называть это с недавних пор среди молодёжи современной, стал бичом божьим современного «гомо сапиенс». Не понимая, в чём истинная причина всего этого, и не видя достойного выхода, хочет представитель современности уйти от проблем своих, уйти от своей прямой обязанности принимать решения и самому воплощать задуманное на деле – ведь это так сложно! Вот перенестись душой, хотя бы на какое-то время, в призрачный, придуманный мир, в сказку, где всё так, как хотелось бы современному «сапиенсу» – гораздо проще. И ведь находятся доброхоты, на блюдечке, как хлеб-соль, спешащие преподнести ему нирвану ту!
Сказки современности начинались с супергероев. Извечная тема борьбы добра и зла никогда не выходила из моды, и главные персонажи, из комиксов на большой экран перекочевав, подаются в наиболее выигрышном ракурсе – супергерои наделены сверхъестественными способностями, способны на то, что не под силу обычному человеку. В жизни каждого есть много такого, что неприятно ему, что считает злом он, с чем хотел бы покончить – и, когда бессилен он что-то изменить, любой выход ищет он, пусть и призрачный. И супергерои дают ему иллюзию такого выхода: ты слаб, ты ничего не можешь, но мы-то можем всё! Мир биполярен и чёрно-бел, есть зло, которое непременно должно быть наказано, и добро, которое обязательно победит – иначе сказка перестанет быть сказкой. Ты либо с нами, либо против нас. И, превратившись в индустрию, империя супергероев набирает обороты, всё больше выдавая желаемое за действительное, и всё слабее простодушный зритель различает границу между реальностью и вымыслом. Реальный мир всё более обесценивается – ведь он сложен, малопривлекателен, полон проблем, которые так трудно, порой почти невозможно разрешить. «Забудь этот мир, ведь он так труден для тебя, – нашёптывает собиратель душ в маске супергероя слабым. – Уйди в мой мир, ведь он прекрасен, здесь всё, как ты хочешь, мечты сбываются. Будь со мной – тебе здесь понравится». И незримый наркотик забирает сознание, и армия Суперменов и Бэтменов, Джеймсов Бондов и Терминаторов, Человеков-Пауков и Зорро и прочих марионеток индустрии развлечений, спасающих мир от надуманных напастей, под дорогими костюмами прячущих клоунские наряды свои, довольно потирает руки: как много душ получит незримый хозяин их!
Всевозможные игры стали другой, не менее увлекательной сказкой. Разочаровавшись в мире действительном и презирая его, переносится человек в мир фантастический, ирреальный – «виртуальным» зовётся сейчас он. «Здесь всё, как ты хочешь, – вновь шепчет ему Зло в обличье создателей и пропагандистов миров таких. – Твой мир, твои правила. Ты – великий воин, оружием наводящий порядок, сокрушая врагов своих. В этом мире нет преград на пути твоём – так почувствуй себя и вправду сильным, почувствуй себя победителем! Здесь в самом деле можно одержать победу!» И другой наркотик захватывает умы и сердца тех, кто, возможно, равнодушен к первому – ведь так приятно осознавать, что хоть здесь-то ты чего-то стоишь! Разрушительство стало любимым занятием миллионов, к стаду примкнувших. Идя напролом, разрушая и уничтожая, пусть и в ирреальном мире, искренней любовью проникаются такие к взрывам и сражениям, огнём выжигая всё вокруг себя и с землёй ровняя всё, построенное кем-то другим. Так разве научатся когда-нибудь такие истинному созданию, разве познают радость от самолично построенного, написанного, изваянного, изобретённого и сконструированного? День и ночь поют лазеры и танки жуткую песню свою в их руках, бесполезными ставших.
Преступник стал почти национальным героем. Зачем трудиться и создавать там, где можно ловко ограбить или украсть? И вот воровство уже преподносится как некая благодетель – ведь современный вор талантлив, а талант ищет приложения. И лихо провёрнутая кража уже представляется чем-то выдающимся, восхищения достойным, а потому – вроде как уже и не таким злодейским. К тому же жертвы воров – как правило, крупные воротилы и корпорации, которые тоже небезгрешны, а потому у таких и украсть-то не зазорно… Бравыми и благородными Робин Гудами нередко представляют преступников сегодняшние создатели массовых зрелищ, создавая призрачный мир превосходства таких над обычными работягами, на которых держался и держаться будет всегда мир реальный. И верят таким, и героями их восхищаются, и уже готовы равняться на этих самых героев, жизнь свою с них мечтая делать, об одном забывая – вор и разбойник не может быть благородным, что бы он ни делал и как бы ни превозносили его.
Ведь ничего не создаёт он: созданным другими пользуется – но в чём тогда ценность его? Если грабит он нечистых на руку воротил – чем он в этом случае отличается от них? И даже если раздаёт он потом награбленное добро бедным, глупо поступает он – ведь оно опять же не создано, а присвоено, и не поймут последние причину бедности своей, и дальше, вместо того, чтобы построить жизнь свою в соответствии с здравым смыслом и необходимостью возвращения в Норму, будут ожидать подачек от всевозможных «робингудов»… Воистину прав был великий Ницше, когда писал образ подлинно достойного человека: «В этой книге выведен житель подземелья – сверлящий, роющий, подкапывающий… медленно, осторожно, терпеливо продвигается он вперёд, не чувствуя слишком больших неудобств от продолжительного отсутствия света и воздуха: можно сказать даже, что он доволен своей жизнью и работой во мраке…Переносит терпеливо он свой мрак, оставаясь непонятым, потому что надеется обрести своё утро, своё искупление, свою утреннюю зарю… и я пришёл оттуда…»( Ницше Ф., «Утренняя заря», разд. «Предисловие»: пер. с нем. И.И.С. – СПб.: «Азбука-классика», 2008. – сс. 7-8.)
Забыв о всякой поучительности, на развлекательность создаваемого упор делают создатели зрелищ – но что на самом деле пропагандируют они? Присмотреться к ним получше – и всякий видящий увидит, как агрессия становится главной целью, как война пропагандируется в качестве единственно достойного образа жизни, а насилие – привычной нормой этой самой жизни, как личина достойных надевается на обычных грабителей и убийц, как тактики и стратегии подчиняются одной цели: завладеть, отнять силой у прежнего обладателя, уничтожив его, если будет сопротивляться. Шанс прославиться любому обещают другие, голосом базарно-балаганных зазывателей вещая: «Каждый может стать звездой!», внушая простодушному зрителю своему, что способен он стать тем, кем до сих пор и не помышлял. Но, может быть, потому до сих пор и не стал он ничем таким, что это просто не его епархия?
Много подобных примеров можно привести здесь. Безгранична фантазия того, кто дёргает за ниточки марионеток, придуманные миры создающих. Зло на многое способно: знает оно все слабые стороны человека, дабы каждый раз, предоставляя ему мнимую панацею от всех бед его, с лёгкостью манипулировать им. С древних времён увод человека в сторону от реальной жизни и нужды насущные проблемы решать практиковался как действенный способ управлять им в интересах своих. Шаманство, амфитеатры, охота на ведьм, всевозможные празднества, подачки, кидаемые правителем в толпу – всё служило делу развлечения и одурачивания простолюдинов. Наступил век современности – и изощрённей стали уловки тех, кто призван реальный мир придуманным подменить и тем увести сознание в сторону: наука и техника, психология и маркетинг стоят теперь на службе у них. Обман вырос в индустрию, миллиардами ворочающую. И потому ещё в позапрошлом столетии, задолго до времён высоких технологий, телевидения и Интернета, писал обо всём таком великий Ницше: «…Оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, всё равно, знают они об этом или нет. Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они!..»( Ницше Ф., «Так говорил Заратустра», разд. «Предисловие Заратустры»: пер с нем. Ю.М.Антоновского. – М.: Академический Проект, 2007. – с. 21) – слова эти, тогда относившиеся более к предрассудкам верования, справедливы также и здесь: религия экранов и джойстиков порабощает не меньше. Всё больше уходя в мир придуманный, все меньше человек будет существовать в мире реальном и меньше будет приспособлен к полноценной жизни в нём – а таким так легко управлять в интересах своих!
Ненависть к реальному миру, который так жесток к из Нормы вышедшим, будет озлоблять человека против него – и перестанет искать он решение действительных проблем своих, решив, что нет им решения никакого, и спрячется в мире придуманном, как прячет голову в песок трусливый страус. Зло в глубине души каждого неосязаемо, но просыпается оно далеко не само – незримый дьявол в человеческом обличье пробуждает его. И не стоит задумываться, почему мир так жесток и вроде как несправедлив – ведь тогда можно докопаться до истинных причин всего происходящего, а этого дьявол в человеческом обличье ой как не хочет!
Комментарии
Вот бы стилистики добавить... чтобы всё было понятно, до конца, - из того, что так самозабвенно изрекает автор...