Был ли шанс у Верховного Совета РФ в 1993 победить?

На модерации Отложенный

Уже давно меня мучает этот вопрос: а был ли шанс у Верховного Совета России и  его сторонников  в сентябре-октябре 1993 года победить? Буду говорить честно:  изучив документы, у меня появились сомнения. Я сначала думал. что с точки зрения права позиция Верховного Совета была выигрышной, а вот с позиции силы... Но оказалось, что кроме ельцинских указов,  многие решения и действия парламента и исполняющего обязанности Президента, вызывают недоумение и сожаление. Создаётся впечатление, что кто-то сознательно подставлял Верховный Совет и Съезд народных депутатов под удар, который незамедлительно привёл бы к трагической развязке.

Возьмём первый документ. Закон Российской Федерации " О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР"     (№ 5789-1 от 22 сентября 1993 года), устанавливающий смертную казнь за насильственное изменение конституционного строя      (статья 64-1). Во многих странах насильственное изменение конституционного строя наказывается очень сурово. И если бы Съезд принял бы аналогичный закон раньше, то здесь вопросы бы отпали. Вполне вероятно, что Президент наложил на него вето, но Парламент бы мог бы его преодолеть. И такой шанс у Съезда народных депутатов был и в декабре 1992 года, и в марте 1993 года. Но тогдашние ельцинские проделки были спущены на тормозах. А уже принятие этого закона после совершившегося факта государственного переворота  вызвал неоднозначную реакцию и среди сторонников Верховного Совета, и среди его противников. Тем более с расстрельной статьёй. И хотя потом кто-то доказывал, что был принят документ без упоминания о смертной казни, но пропрезидентские СМИ сосредоточили внимание именно на этом: вот, мол, какой кровожадные депутаты собрались в Доме Советов.

Следующий момент-это замена силовых министров. Согласно действовавшей Конституции Российской Федерации (статья 125.5-5) Президент "назначает и освобождает от должности министров... по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации". В данном случае  смена министров должна была происходить по представлению господина Черномырдина.

Если бы Съезд народных депутатов отправил в отставку черномырдинское правительство и сформировал бы новое, то вопросов бы не было. Но  Р.И.Хасбулатов, Ю.М. Воронин не давали даже поднимать вопрос о недоверии Правительству, объясняя тем, что Виктор Степанович вдруг одумается, вспомнит, кто в декабре 1992 года назначил его Председателем Совета Министров РФ. Не одумался, не вспомнил, а, наоборот, очень рвался давить и убивать. Соответственно, кадровые правительственные  назначения, предпринятые Х Съездом народных депутатов  и и.о. Президента являются не совсем конституционными.  А отставленным силовикам Голушко, Ерину и Грачёву не оставалось ничего, как быть в президентской команде.

Провокации со штабом ОВС СНГ, который то совершал, то не совершал лидер "Союза Офицеров" Станислав Терехов( по его словам). Наличие у стен Дома Советов такой одиозной организации, как "Русское национальное единство". Уход части защитников от Дома Советов в "Останкино".  Всё это также сыграло свою роль.

Рассмотрим ещё один вопрос. Слишком разнородные силы были представлены у стен и в стенах Дома Советов. Коммунисты всех направлений, кадеты, христианское движение, монархисты, анархисты. И если "демократы" в августе 1991 года смогли собрать все силы, противостоящие ГКЧП СССР, вместе и затем разругаться со всеми только после своей победы. То в сентябре-октябре 1993 года ситуация оказалась совсем другой.  Народные депутаты подозревали руководство в измене и выясняли отношения между собой. В руководстве парламента также единства не было, демарш В. Соколова (Председателя Совета Республики ВС РФ) против Председателя Верховного Совета. Переход заместителей  Председателя ВС РФ в проельцинский лагерь (Рябов, Исправнников, Абдулатипов). Отсутствие единства на лицо.  Можно представить, что произошло, если Конституция победила бы.

Сила, шантаж, подкуп. грязь в СМИ. провокации, скороспешные и необдуманные действия  депутатов. и лидеров уличной оппозиции, отсутствие единства среди руководства парламента и депутатского корпуса-всё это привело к трагедии начала октября 1993 года.