российская НЕэкономика

Экономист Андрей Бунич: «В экономике назрела смена вех»
20 сентября 15:40
 
 
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев назвал ситуацию в российской экономике самой неблагоприятной за последние пять лет. Комментирует президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей БУНИЧ.
Экономист Андрей Бунич: «В экономике назрела смена вех» - Андрей Бунич. Фото © РИА «Новости» / Сергей Субботин.
Андрей Бунич. Фото © РИА «Новости» / Сергей Субботин.

– Никакой Америки министр Улюкаев не открыл. Он просто констатировал хорошо известные вещи. А ведь нынешнее правительство находится у власти с мая прошлого года, и за это время можно было успеть кое-что сделать. Да что там – многое сделать. Но в том-то и проблема, что оно неспособно предложить никаких новых подходов к решению существующих проблем и фактически занимается только ситуационным реагированием. Я бы назвал проводимую им политику реакционной, в том смысле, что принимаемые меры являются не результатом продуманной стратегии, даже не самостоятельной акцией по устранению кризисных явлений, а акцией, вызванной тем или иным внешним воздействием. То есть ре-акцией.

Политика эта нехитрая. Начинаем предпринимать действия, если что-то случилось. Закончились деньги – предложим секвестр, останавливается промышленность – ограничим тарифы. Возникли проблемы с пенсионной системой – отменим накопительную часть для «молчунов» (правда, с этой «очевидной» для либералов мерой почему-то тянули год).

Что означает рост российского ВВП за первое полугодие на 1,4 процента при том, что промышленность не сдвинулась с места? Это означает, что «выросли» только услуги. Минимальный плюс обеспечили именно они. Получается, что люди в стране занимаются исключительно тем, что оплачивают счета ЖКХ, говорят по телефону, берут потребительские кредиты в банках и покупают на них в магазинах импортные товары. Как же далее будет развиваться страна с такой уродливой экономикой? Ведь опережающий рост услуг, среди которых наибольший удельный вес составляют финансовые, означает, что наше население залезает в долги, а прибыль от коммерческих операций попадает в банки, сферу торговли и немедленно вывозится из страны.

В рамках подходов, изложенных либеральными экономистами в «Стратегии-2020» и тому подобных «перлах», устранение рецессии – просто неодолимая задача. А ведь в следующем году мы попадаем в ещё более жёсткую ситуацию, так как бюджет впервые за 14 лет сжимается в номинальном выражении. Но никакого выхода, повторюсь, либеральные экономисты в прокрустовом ложе своих идеологем предложить не могут.

Они уже дважды сорвали осуществление серьёзных экономических перемен. Первый раз – когда в стране были деньги для осуществления мощного инвестиционного рывка. Второй раз – когда в момент кризиса можно было поменять экономическую политику.

Суть их нынешнего курса заключается в том, что мы должны плыть по течению некоего глобального тренда. Они признают, что темпы развития у нас ниже среднемировых, но не видят, как изменить создавшееся положение. И не могут видеть этого, ибо ориентированы на логику мышления транснациональных монополий, международного капитала. А последнему невыгодно, чтобы денежные власти России изменили парадигму развития; Запад вполне устраивает страна со слабой экономикой.

Но только с переменой парадигмы можно рассчитывать на улучшения в производящих отраслях. Станет очевидной необходимость ускоренного развития тех из них, которые способны принести быстрый доход. Это, прежде всего, сырьевые отрасли. Они дадут нам возможность развиваться в ближайшие 10 лет и подготовиться к новым временам. То есть к такому этапу, когда сырьевые отрасли, возможно, уже не будут играть доминирующую роль в народном хозяйстве. Но для перестройки системы нужно разумно использовать нынешние реальные преимущества сложившегося разделения труда.

«Смена вех» в экономике потребует и развития военно-промышленного комплекса, который, в свою очередь, придаст импульс наукоёмким отраслям. Как известно, успехи научно-технического прогресса, появление прорывных технологий были связаны с противостоянием в мире двух систем. А сейчас международная обстановка такова, что нам, возможно, придётся столкнуться в скором будущем с геополитическими вызовами. Вот почему усиление ВПК является актуальной задачей. Вместе с ним будут развиваться авиастроение, космическая и другие отрасли. Смена парадигмы будет означать и расширение внутреннего рынка Таможенного союза, его народнохозяйственного комплекса, исторически привязанного к России.