Смотреть людям в глаза, как искусство

На модерации Отложенный

 

Пройти половину Великой китайской стены, чтобы расстаться с любимым.

Перемывать гору окровавленных костей в память о погибшей Родине.

Смотреть 1500-м человек в глаза на протяжении 716 с половиной часов.

Возможно это может сделать только она. Марина Абра'мович - "бабушка перформанса".

Недавно я смотрел по кабельному один документальный фильм и он меня очень заинтересовал.

Представьте себе: огромный зал американского Музея современного искусства (MoMA). В центре зала большой квадрат, освещённый софитами и уставленный кино и фотокамерами. В середине квадрата стоит большой деревянный стол и два больших деревянных стула. И вот, на один из стульев присаживается женщина в длинном чёрном платье, полы которого также черны и длинны, как и её волосы, заплетённые в косу. Её кожа засаленна, а нос, кажется, занимает половину лица. Она - автор перформанса под названием "В присутствии художника", опускает голову и закрывает глаза.

Музей открывается и толпа людей несётся по коридору на второй этаж, к освещённому квадрату, в надежде присесть на другой, свободный стул к этой женщине. Многие из них занимали очередь с вечера и ночевали под стенами музея. Для чего? Чтобы посмотреть в глаза Марине Абрамович.

На своём пути они встречают "преграду": двое голых людей - парень и девушка - стоят в проходе и обойти их никак нельзя - только пройти между ними, соприкаснувшись обоих.

"Какая чушь!" - подумал я, но интерес к основному действу заставил меня смотреть дальше.

Но вот толпа народа "обволакивает" квадрат со всех сторон и первый зритель-участник присаживается на свободный стул. Марина Абрамович поднимает голову к сидящему напротив и они начинают смотреть друг другу в глаза...

Между ними происходит такой эмоциональный контакт, который чувствуется даже сквозь экран телевизора. Такая мощная энергетика, что смотришь на всё это действо не отрываясь. Одни участники просто смотрят женщине в глаза, встают и уходят грустные. Другие улыбаются ей и она улыбается им в ответ. Третьи  льют слёзы или рыдают от переизбытка чувств. Под конец цикла перформанса начали приходить и совсем экстравагантные люди: в необычных одеждах, раздевающихся догола, разбрасывающие листовки с призывами. Таких охрана сразу же выводила из музея.



А эмоции в зале просто зашкаливают. При смене одного участника на другого зрители аплодируют или плачут. И так продолжается на протяжении всего дня. Женщина только периодически отпивает воды из маленькой бутылочки и не смеет вставать ни на минуту.

Всё время просмотра фильма я думал: зачем она это делает? Что люди получают от того, что просто смотрят ей в глаза? Но потом оператор показал лица уже побывавших на месте участников. И, видя их эмоции, становится понятно.

Таким необычным способом она заставляет людей... задуматься. Вот эта нескладная женщина с огромным шнобелем и засаленным лицом одним взглядом будит в людях мысли, буквально заставляет людей думать, переживать.

Естественно, каждый думает о своём: о жизни, о несбывшихся мечтах, об упущенных возможностях. И им скучно или больно или или или...

Одни скептически морщат нос, другие молча идут к выходу. Третьи утирают слёзы у перил. Главное, что они - думают. И что из этого выйдет - не знают ни зрители, ни я, ни даже сам художник. Возможно участники (а их за всё время перформанса - 716,5 часов - побывало около 1500 человек) примут решение в корне поменять свою жизнь; либо подумают-подумают и вновь окунутся в повседневную канитель; а может быть напьются и вздёрнутся в своей квартире на люстре...

Но они уже получили определённый заряд энергии, который художник передала им, оторвала от себя. В конце дня она, опустошённая и вымотанная морально, залазит под стол и, скорчившись подобно ребёнку, долго сидит под ним. Потом встаёт и вымученно улыбается...

Чтобы расстаться со своим любимым человеком (партнёром по ранним перформансам), они шли друг к другу по Великой китайской стене: он - из пустыни Гоби, она - от Жёлтого моря. Пройдя по 2500 километров каждый, они расстались навсегда.

В память о жертвах войны в Югославии, она, сербка по рождению, перемывала гору окровавленных костей в своей работе "Балканское барокко".

Дабы проверить связь между собой и зрителем, она в течении шести часов позволяла делать с собой всё, что людям вздумается. В итоге люди резали на ней одежду, втыкали шипы розы в живот; а один из зрителей чуть не убил её из заряженного одной пулей револьвера. Через шесть часов она встала и все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния.

И всё это она - Марина Абрамович.