ЕВРЕИ ЖАЖДУТ ПОСТРЕЛЯТЬ
Не зря говорят: кому война, а кому мать родна. Сирийский кризис представляется израильским политикам удачным моментом,
чтобы успешно «половить рыбку в мутной воде». Тем более, что и ловить-то её придётся, по большей части, чужими руками.
Главным на побегушках у Рабиновича как всегда окажется туповатый дядя Сэм.
КОМУ ВОЙНА, КОМУ МАТЬ РОДНА…
Еврейская газета «Исраэль а Йом» провела опрос общественного мнения, по данным которого Израиль оказался единственной страной, в которой возможный военный удар США по Сирии пользуется поддержкой большинства населения. Если в Америке и Европе 90% населения выступает против этой операции, то в Израиле её поддерживает 66% опрошенных. 73% израильтян рады, что удар по режиму Асада будет-таки нанесен и только 13% опасаются, что это приведет к региональной войне.
Подобное отношение израильтян к намечаемым военным действиям против Сирии является следствием активной государственной пропаганды. Правительство Нетаньяху отбросило все опасения по поводу того, что, в случае свержения в соседней стране правящего режима, к власти там могут прийти еще более яростные противники Израиля, и ратует за нанесение по Дамаску как можно более мощного удара.
Такие воинственные настроения не моги не вызвать бурного одобрения Вашингтона. Источники в американском МИДе сообщают, что госсекретарь Джон Керри позвонил Биньямину Нетаньяху и заверил его, что преступления Асада не останутся безнаказанными. Барак Обама также провел телефонную беседу с израильским премьер-министром и успокоил его, заявив, что Сирия - это не Иран, и что в отношении Тегерана США проволочек не допустят.
Между тем операция против Сирии, если она состоится, вряд ли позволит Западу в скором будущем ударить и по Ирану. Общественное мнение в Европе и США настроено против военного вмешательства, и в таких условиях Запад вряд ли сможет пренебречь этим мнением дважды подряд.
Тем более желанным для Тель-Авива становится американский удар по Сирии, в котором Израиль видит для себя прямую выгоду. За поддержкой американской агрессии кроются геополитические расчеты израильской верхушки, связанные, в первую очередь, с будущим оккупированных евреями в 1967 году сирийских Голанских высот…
БЫЛО ВАШЕ, СТАЛО НАШЕ…
Обычно говорят о стратегической важности Голан как природном барьере, разделяющем враждующие Израиль и Сирию, однако хозяйственно-популяционное значение этой территории также чрезвычайно высоко. Захваченные евреями у сирийцев Голанские высоты – одно из важнейших территориальных приобретения Израиля. Это ровное горное плато (около 1150 км² при длине 60 км и средней ширине 25 км), покрытое плодородной почвой. Большая его часть находится на высоте 1000 метров над уровнем моря, благодаря чему здесь сложился особо благоприятный для проживания климат. Голаны богаты водными источниками (что редкость на Ближнем Востоке), стекающими в Тивериадское озеро. Здесь берёт начало легендарный Иордан. С Голанских высот поступает до трети потребляемой в Израиле воды. На Голанах около четверти всех вин Израиля (в том числе 40% - экспортных), от 30 до 50% отдельных видов фруктов и овощей.
Сирийское население Голан до захвата территории израильской армией составляло около 116 000 человек. Их большая часть была евреями убита или изгнана. Сегодня на Голанах живут лишь около 40 тысяч человек, из которых менее 20 тыс. составляют оставшиеся сирийские друзы, а еще 20 тыс. – еврейские поселенцы в кибуцах и мошавах. Еврейские экономисты и демографы давно подсчитали, что если каким-то образом Голанские высоты удалось бы навечно закрепить в составе Израиля, то дополнительно здесь можно было бы расселить до 1 млн. человек в условиях значительно лучших, чем где бы то ни было в этой стране.
Сюда, в частности, в отличие от программы освоения пустыни Негев, вполне реально было бы привлечь состоятельных еврейских переселенцев из западных стран, остающихся последним резервом для большой «алии». Это дало бы дополнительный гигантский скачок в развитии Израиля и коренным образом изменило бы «неблагоприятный» демографический баланс в северных районах страны (в Нижней и Верхней Галилее), где арабы – израильские граждане (1,7 млн. человек) - составляют уже не менее половины населения.
За прошедшие годы руководство Израиля рассматривало различные варианты решения проблемы Голанских высот – от возвращения их Сирии «в обмен на мир» до попыток узаконить их полное закрепление за собой. В конце 1970-х годов правительство заявило о готовности предоставить израильское гражданство сирийским гражданам, проживающим на высотах. Большинство друзов от этого отказались. В ноябре 1981 года Израиль официально аннексировал Голанские высоты, распространив на них свою юрисдикцию. Однако мир аннексию не признал. Резолюция Совета Безопасности ООН 497 от 17 декабря 1981 года провозглашает эту область частью сирийских оккупированных территорий. В 2008 году аннексия была осуждена также Генеральной Ассамблеей ООН.
Похоже, что в процессе развития сирийского кризиса правительство Нетаньяху, взвесив все риски, посчитало, что опасности от дестабилизации Сирии для Израиля меньше, чем выигрыш от возможности решить, наконец, в свою пользу проблему Голанских высот. Например, директор израильского Института национальной безопасности (The Institute for National Security Studies) генерал-майор Амос Ядлин открыто заявил, что «гражданская война (в Сирии) предоставляет стратегическую возможность» для создания на её месте такого государства, которому не понадобится платить территориальную цену». То есть отдавать оккупированные Голаны обратно. Причём в этой ситуации Израиль устроит появление в Сирии после падения Асада как «дружественного прозападного государства», так и режима с «усилившимся джихадистским присутствием». В обоих случаях о необходимости возвращения Голан можно забыть…
Впрочем, распад сирийского государства для Израиля не менее выгоден.
Исходя из таких соображений, президент компании «Макростратегия» (Macrostrategy LLC) Давид Голдман заявляет, что целью войны должен быть не ничейный исход, а «югославский вариант» с разделением Сирии на три государства: алавитское вдоль побережья; «сунитский протекторат» в центре и курдское образование на северо-востоке.
Примечательно, что и карательный удар по Сирии также задумывается американцами по «югославскому образцу». В этом случае будет создана новая международно-правовая реальность, при которой вряд ли кто-то из новых псевдогосударственных субъектов будет признан единственным правопреемником Сирии.
Тогда юридические основания для самоопределения могут появиться и у Голанских высот. По существу, носителями суверенитета этой территории окажутся ее автохтонные жители - остающиеся здесь 20 тысяч друзов, которые 50 лет сохраняли лояльность светской Сирии, но едва ли они захотят слиться с прилегающим к ним новоиспечённым политическим образованием исламистов-суннитов, относящихся резко отрицательно к религии друзов. Единственным шансом для друзов станет тогда согласие на интеграцию в Израиль. В условиях, когда «Аль-Каидастан» в центральной Сирии наверняка станет международным изгоем, такая перекройка границ может получить одобрение основных мировых держав.
ДЯДЯ СЭМ НА ПОБЕГУШКАХ У РАБИНОВИЧА
Как бы то ни было, «президент Обама уже заверил американских евреев, что США окажет любую военную помощь Израилю, если Асад решится атаковать его в отместку за проведение американской военной операции». Именно так ответил советник Белого Дома по вопросам национальной безопасности в ходе встречи с лидерами еврейских организаций США на вопрос о том, существует ли угроза Израилю в случае проведения военной операции.
Несмотря на клятвенные обещания политиков США, что «нога американского солдата не ступит на сирийскую землю», Пентагон, по сообщению уважаемого издания World Politics Review, «уже разработал подробный план действий в чрезвычайных обстоятельствах, для реализацию которого может потребоваться ввести в Сирию около 75 000 американских солдат».
Надо, правда, отметить, что столь очевидная зависимость ближневосточной политики США от интересов Израиля наталкивается на определенную критику. Так, популярный американский радиоведущий, публицист и комментатор Майкл Сэвидж, передачи которого слушают миллионы американцев, утверждает: евреи «дергают за струны американской политики, дабы руками американцев избавиться от угрожающих им с севера сирийских военно-воздушных сил. Израиль предпочитает иметь на своей северной границе не регулярную армию Сирии, а «Аль-Каиду», располагающую только легким вооружением... Сейчас мы участвуем ради Израиля уже во втором акте драмы. В первом мы для Израиля отстранили от власти Саддама Хусейна. Теперь Израиль хочет избавиться от Асада. Кто следующий?»
Американцам действительно есть чего опасаться. Вступая в войну против Сирии, они сильно рискуют.
И вот почему. «Применять стандартные крылатые ракеты для нанесения удара по военно-химическим объектам сирийцев крайне рискованно, – говорит Ричард Вайц, старший научный сотрудник Института Хадсона (Hudson Institute) и старший редактор World Politics Review. – Любой взрыв может привести к высвобождению и распространению токсичных химических веществ на обширной территории, поскольку сила взрыва скорее вытолкнет их в воздух, чем сразу уничтожит. Эта территория окажется зараженной, и для ее очистки потребуются специальные отряды, которых не так много и которым для работы обычно требуется безопасная обстановка.
Кроме того, существует опасность ошибок разведывательных служб. Американское разведывательное сообщество признает, что оно не располагает полной информацией о месторасположении всех военно-химических объектов в Сирии.
Использование пилотируемых самолетов для нанесения ударов по химическим объектам кажется более надежной альтернативой. Пилот может быстро провести оценку рисков сопутствующих разрушений, а также может поражать движущиеся цели, а также цели, месторасположение которых было изменено, такие как средства транспортировки химоружия и объекты по производству химоружия. Однако в прошлом сирийская ПВО уже сбивала американские военные самолеты над Ливаном в 1980 году. А сейчас она увеличила свой потенциал благодаря помощи России.
У Пентагона, конечно, есть специальные боеголовки, которые он может использовать для уничтожения объектов по хранению химоружия, а также боеголовки, удар которых приведет к высвобождению незначительного количества химических веществ, поэтому риски загрязнения окружающей территории будут низкими. Пентагон может также воспользоваться специальным оружием, способным нейтрализовать химические вещества. Однако ни один из вышеперечисленных видов оружия не был испытан на поле боя.
И ещё. Несмотря на угрозу военного удара, Сирия, вероятнее всего, не станет менять свою политику. Поэтому американским чиновникам стоит приготовиться к любым неожиданностям, в том числе к борьбе с сирийской пропагандой, а также серьезным образом подготовиться к оказанию медицинской помощи, чтобы справиться с последствиями потенциально возможного выброса тонн ядовитого газа в атмосферу. В долгосрочной перспективе, США должны предпринять шаги по укреплению Конвенции по химическому оружию, чтобы защитить себя и своих союзников от подобных рисков в будущем».
Ну, и последнее.
В военных операциях Запада с момента распада СССР прослеживаются два главных мотива: нефть и изоляция России путем свержения союзных ей режимов (Ирак, Югославия, Ливия, Сирия и т.д.). Вот почему, несмотря на окончание холодной войны, Запад до сих пор остается союзником главных центров распространения суннитского исламизма, который направлен против шиитов (Иран, ливанская «Хезболла», Сирия) и союзной им России. Если в этот раз - как и в Ираке, и в Афганистане - США не смогут одержать быструю и убедительную победу, то их провал сможет стать переломным моментом всей мировой политики, отправной точкой для возвышения России и краха американской гегемонии.
Комментарии
Вот результаты другого опроса в то же время. Результаты прямо противоположные.
http://www.newsru.co.il/israel/29aug2013/syria_opros_105.html
62% читателей сайта , участвовавших в опросе, однозначно заявили, что не поддерживают военную операцию против режима Башара Асада. В поддержку такой операции высказались менее четверти респондентов.
75% заявили, что не поддерживают ни одну из сторон сирийского конфликта. Почти 18% выступают в поддержку Асада. Менее 4% поддерживают оппозицию.
Более 80% считают, что Израиль должен вмешаться в сирийский конфликт только в случае атаки со стороны Сирии. 17% полагают, что Израиль не должен вмешиваться в этот конфликт ни при каких обстоятельствах. Лишь 1% опрошенных заявляет: "Да, Израилю необходимо вмешаться в данный конфликт при любых обстоятельствах".
а им есть чем вдарить...