16-ый урок: "Кружка есть кружка"

На модерации Отложенный

 

Здравствуйте, Уважаемые друзья!

Сегодня в сообществе "Пристань Оптимистов" открылась Воскресная школа!

http://kartinkigif.ru/_ph/47/2/199027013.gif

https://fbcdn-sphotos-h-a.akamaihd.net/hphotos-ak-ash3/q71/s720x720/1229861_513043028774574_964806135_n.jpg

Надеюсь, что у Вас у всех хорошее настроение, и Вы готовы учиться, развиваться, получать новые знания и бесценный опыт. Сегодня я проведу первый урок на тему "Живое Слово", в котором расскажу о том таинстве, которое может быть заключено в обыкновеннейшем сочетании буквенных символов.


Итак, вы готовы? Тогда начнём!

https://fbcdn-sphotos-c-a.akamaihd.net/hphotos-ak-ash3/q75/1234467_513156788763198_1039858335_n.jpg

Вторая сигнальная система... Слово... Язык... Речь... Наше с вами общение, наконец...

А дальше и глубже – невообразимый, диковинный лес... И если мы вольны свободно гулять по такому лесу, то неожиданно для самих себя возьмём, да и перефразируем вдруг известную нам всем поговорку:

Чем дальше в лес, тем больше   С Л О В ! . .

Мы знаем о пяти органах чувств, которые не только связывают нас с жизнью, с миром, но и служат средством мощнейшего энергетического взаимообмена... Мы выражаем все неповторимые и неподражаемые эмоции своей души, вкусов, правил... Мы соглашаемся и не соглашаемся, мы принимаем и мы же отвергаем... Наконец, мы любим, мы живём... И всё это – слово, наше живое слово!..

 

Но назвали мы наш урок совсем не случайно и не по ошибке... В споре со мной одна молодая женщина любила повторять именно эти три слова, которыми я и озаглавил предлагаемую статью.

В самом деле, слово «КРУЖКА»... Это – и круг, и окружность и кружить, и окружение, и команда «кругом!», и кружева; это – и круговерть, и круговращение, и крутиться, и округа, и округ, и даже окружной суд... это – в народной обиходной речи и нередко звучащие кругляк, кругляш, круголя, кружлять, нарезать круги... Так это только словообразования, которые, пожалуй, и не все перечислены... А сам предмет «КРУЖКА», его прямое и непрямое применение – вплоть до забивания гвоздей кружкой оловянной медной или даже чугунной – уж не будем перечислять всё то, что можно в кружку налить или поместить, насыпать...

Казалось бы, к чему это?.. А к тому, чтобы почувствовать всё многообразие, краски и звучание самого обычного слова... Для чего?.. А для того, что именно словом мы и выражаем не только наше отношение ко всему, но и пользуемся им в своём сочинительстве, начиная от писем или записок (сообщений), поднимаясь всё выше и выше вплоть до эпистолярного жанра в литературе. Так что же такое – «СЛОВО», с которого мы и начали наше первое занятие?..

Обычный набор буквенных символов, стоящих в различной последовательности. Исходя из этого мы можем даже вполне предположить, что не бывает слов хороших и плохих, чистых и грязных, приятных и горьких, матерных или же льстивых. И только лишь тогда, когда слово произнесено или написано, мы начинаем различать или даже не понимать некоторые слова. В поле нашей эмоциональной сферы попадают звучащие, кричащие, шепчущие слова, окрашенные во всевозможные и бесчисленные цвета, несущие в себе интонацию, настроение, состояние души – и, конечно, звук... И тогда мы начинаем понимать, что СЛОВО – это огромный мир, который не менее огромен, чем даже мы с вами. Но дано ли нам постичь всё таинство и колдовство слова, его магию, очарование, его, наконец, убийственную или животворящую силу?.. Думаю, что в полной мере такое не дано никому...

Пожалуй, всего этого достаточно, чтобы научиться уважать слово, ценить его и любить, как единственное средство нашего общения... И если бы слова всегда оставались созвучными в наших душах  кто знает, возможно, человечество никогда бы не знало никакого Вавилонского столпотворения...

А теперь – маленький экскурс в слово литературное... Не по определению, что такое литературный язык, а что – нет... А по его применению в нашем сочинительстве...

 

Привожу следующий пример из двух поэтических строк:

 

«На площади тихой, где нет Мавзолея,
Где памяти нет, постамента не сыщешь»...


 

Обратим внимание на вторую строку, казалось бы, алогичную...

Как это, что на площади «памяти нет», какая ещё память может находиться на площади?.. Но ведь ставят на площади памятники?.. Значит, всё-таки память?..

А это уже краски... Мы можем не различать цвета, мы можем оказаться даже эмоциональными «дальтониками»... Но данная строка несёт в себе неподражаемую смысловую окраску...

Но читаем далее в этом ряду...

Опять – «постамента не сыщешь»...

Что это?.. А где же памятник?.. Да и вообще, что же это за абстракция такая, что за вычурность?.. Не прочитываются ли в этом покинутость, заброшенность, одиночество человеческой души?..

Ан нет, наверное... Автор хотел написать слово «ПАМЯТНИК», а места в строке не хватило, никак не лезло это слово в строку... Да ведь и понятно: «не всякое лыко»... Простим это Автору?..

Я бы простил. А почему?.. Потому что «на площади тихой»...

Почему «тихой», что за странный эпитет?.. И понимаешь, что, в отличие от Красной площади, на нашем необозримом пространстве есть площади неказистые, неприметные, с заросшими дорожками, ведущими даже не к Братской могиле односельчан, а к обычной заброшенной клумбе, на которой если и растут ещё цветы, то полевые и тоже забытые... Встречаются и такие глухие площади...

И тогда вдруг начинает проступать авторская мысль, которая и сводится к тому, что жизнь есть везде, а не только там, где живут политические помпезность и чопорность... А, согласившись с такой мыслью, перечитаешь ещё раз эти две строки – и всё сразу станет понятным...

Не знаю, насколько мне удалось показать на этом примере, что слово живёт, что оно всегда живое в нашем сознании, но это так. А ещё это слово «ПАМЯТНИК» можно отнести к разряду скрытых слов, которых на самом деле в тексте нет.

И похожий пример, где также существует скрытое слово...

 

Небесная печать

https://fbcdn-sphotos-e-a.akamaihd.net/hphotos-ak-ash3/q73/1233345_513156785429865_754107842_n.jpg

Здесь нет надобности давать смысловой разбор этого стихотворения... Потому, что так много можно сказать, прочувствовать, даже пережить, что и страниц не хватит... И мы открываем для себя, насколько слово (слова, заключённые в форму) – насколько всё это может быть плотным, ёмким, энергетически заряженным, затрагивающим глубинные основы не только нашего мировоззрения, но и тончайшие струны нашей души...  

Но обратите внимание... В последней строке вместо слова «печать» прочитывается, просто звучит, скрытое слово – «ПЕЧАЛЬ»...

А в заключение я предлагаю задуматься и о том, что слово имеет ту или иную окраску не только по причине того, где стоит в предложении, но и как и где оно прозвучало в нашей обиходной речи.

Я, например, всякое, непривычно произнесённое для меня слово, прошу повторить, чтобы высветилось оно для меня совсем по-другому: проявились все его краски  новый смысл и значение, которые мне так не терпится открывать и постигать для себя вновь и вновь...

Думаю, достаточно помнить хоть о чём-то подобном – уже одно это учит всех нас пользоваться словом более правильно (к месту, значит) и парадоксально точно. А для этого нужно научиться не бояться всяких слов, которые без спроса лезут в нашу голову.

При всей их кажущейся дикости и странности, ненормальности даже – они, что удивительно, часто и оказываются теми редкими и единственными, которых нам как раз-то и не хватает, чтобы написать талантливо и кратко.

Кто знает, пожалуй такой опыт и назовут когда-нибудь озарением и совершенством формы...

На этом теоретическая часть нашего урока подошла к концу. Если возникли вопросы, то не стесняйтесь их задавать, обязательно на все отвечу. Буду рад, если наши занятия вам пригодятся.

Удачи и до встречи в школе в следующее воскресенье!

https://fbcdn-sphotos-h-a.akamaihd.net/hphotos-ak-frc1/1175154_513163172095893_1053059112_n.jpg