НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ В ЛИТОГРАФИЯХ 19 ВЕКА И В НАШИ ДНИ (ч.5)
НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ В ЛИТОГРАФИЯХ 19 ВЕКА И В НАШИ ДНИ
Экскурсия пятая.
1ч- http://maxpark.com/community/5917/content/2152272
2ч- http://maxpark.com/community/5917/content/2154387
3ч- http://maxpark.com/community/5917/content/2164131
4ч- http://maxpark.com/community/5917/content/2166874
Невский проспект возле Думы – вот где мы с Вами, дорогой читатель, остановились, если не пропустили Вы нашу предыдущую прогулку-экскурсию. В любое время суток главная улица столицы жила своей жизнью, и жизнь эта определялась людьми, ее наполнявшими. Никак нельзя не вспомнить, рассказывая о Невском проспекте, Николая Васильевича Гоголя, так метко описавшего в одноименном рассказе разный люд, что заполнял его в разные часы суток. Но конечно невозможно отвлекаться на этот рассказ, поскольку встретились мы вновь совсем для другой цели, так что продолжим нашу прогулку. Мы с вами все еще стоим возле Думы, она справа от нас и смотрим на перспективу Невского вдоль Гостиного двора. Ночи в северной столице светлые, и все прекрасно видно и Публичную библиотеку, полукругом выходящую из-за линии Гостиного двора, и ряд жилых домов напротив. Везут на санях, спешат доставить, пока не рассвело, товары в магазины-лавки самого крупного торгового центра столицы. Похоже, что начали чистить проезжую часть, а в это время туда и обратно носятся извозчики. В карете, запряженной четверкой лошадей, везут вельможу… домой или на бал в Аничков дворец? Скорее всего – в далекое путешествие, потому что Невская першпектива – это путь, по которому въезжали и уезжали из города, границей которого в то время была река Фонтанка. Должно быть, тепло в этот час, потому что стоят или медленно прогуливаются пешком вдоль жилых домов с горящими окнами всё еще не спящие столичные жители.

Невский проспект у Гостиного двора. Литография Луи-Жюльена Жакотте.

А так проспект выглядит сейчас, практически, в том же ракурсе, но с земли…
Можно видеть, что против Гостиного двора в начале квартала все дома сохранилось "по росту". А вот ближе к Публичной библиотеке, что находится на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы, дома конечно "подросли". Очень многие здания по Невскому были надстроены, как правило, на 2 этажа. При этом максимально сохранялся стиль и декор строения.
Идем вдоль Гостиного двора и напротив него в просвете между вторым и третьим домами на этом фото, его закрывает тумба с рекламой, видим Армянскую церковь, как попросту называют ее горожане. Екатерина II передала по просьбе крупного государственного деятеля и просветителя Ивана Лазаревича Лазарева (1735-1801), руководителя армянской общины, участок земли на северной стороне Невского проспекта. Община немедленно приступила к сбору средств. Строительство храма и прилегающих церковных домов вел автор проекта, крупнейший зодчий Петербурга Юрий Матвеевич Фельтен (1735-1801 гг.). Через 8 лет, в 1779 г., напротив недостроенного еще Гостиного двора поднялся стройный и нарядный храм, вокруг которого позже сформировался ансамбль зданий армянской общины. Изящная церковь Св. Екатерины, увенчанная куполом на стройном барабане, создана в традициях раннего русского классицизма. Все элементы здания тонко прочерчены и соразмерны. Фасад, обращенный к Невскому проспекту, отмечен строгим портиком, на фронтоне которого помещен скульптурный рельеф. Необычен его сюжет: "Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III". В 301 г. армянский царь Трдат III принял христианство и повелел епископу Григору Просветителю крестить Армению. Армения была первой страной, где христианство стало государственной религией.
Армянская церковь.
Литография Иванова по рисунку Садовникова.
Смотришь на литографию и видишь – красиво нарисовали. Церковь такая стройная, изящный и достаточно высокий купол устремлен ввысь. И хотя в наши дни хорошо сохранился дом слева, причем, со всеми деталями, кроме козырька над балконом, такой строгости в очертаниях и какой-то вознесенности церкви над нашим бренным миром я не ощущаю. Причем, на это восприятие никак не влияет тот факт, что дома перед церковью ушли в землю, так сказать, "по самую ватерлинию", если соотнести ее с той частью домов, которая изображена на литографии серым цветом. Просто художник – это художник, со своим видением предмета и его восприятием. И требовать от него соблюдения всех реальных относительных размеров вовсе неуместно. Такое мое личное мнение, несмотря на то, что самые высшие и заслуженные хвалебные слова были высказаны в адрес Василия Семеновича Садовникова, крепостного княгини Н.П. Голицыной, который в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме.
Идем дальше, до Садовой улицы, переходим на другую сторону проспекта и оборачиваемся, чтобы еще раз увидеть перспективу Гостиного двора. Красиво тут было и раньше, красиво и сейчас, не смотря на годы и совсем другую жизнь.

Гостиный двор. Литография К. Беггрова 1823г.
Современный "не солнечный" ранний вечер.
Очень петербургский вид Невского проспекта у Гостиного двора со стороны Садовой. С исходной фотографией, сделанной уже в довольно темное время суток, пришлось мне несколько повозиться и «перенести» ее по световому освещению на несколько часов назад. Ну, что же делать, если мой помощник-однокашник Боря смог добраться сюда столь поздно, огромное ему спасибо за участие. В конце концов, все получилось довольно сносно. Кстати, деревья исчезли не так уж и давно - примерно в начале нулевых. Мне такое решение не нравится, очень жаль, да и рекламные будки "а ля старина" мне лично не по сердцу, тем более в таком оживленном месте. Ох уж, эта реклама...!
Сама Садовая улица и Невский проспект возле нее выглядели в начале 19 века так.
Садовая улица. Литография Иванова по рисунку Садовникова.
Невский проспект возле Садовой улицы. Литография Иванова по рисунку Садовникова.
Современный Невский проспект возле Садовой улицы.
А вот тут у меня самой вопрос. Похоже, что художник "погрешил против истины", написав шпиль Михайловского дворца в глубине? Дома и дворцы, ясное дело, не переносили. Ну, построили дома, вдоль Садовой, повысили этажность, но шпиль-то на крыше Михайловского замка должен бы быть виден, если на литографии все точно, как уверяли современники. Может, дело в освещенности, как в примере с Казанским собором. Дома, как видим, коренной реконструкции сильно не подвергались, хотя первый этаж здания справа точно реконструирован и переплеты всех окон иные – это необходимость укрыться от шума привела к замене старых окон на пластиковые. А громоздкая реклама, конечно, вид обезобразила ....
(Заключение следует)
Комментарии
Гостиный двор - любимое место, где неизменно совершаются все питерские покупки, так у меня почему-то повелось с давних пор :))) А перспектива-то как хороша - и здание Думы, и еще один купол вдали...
Куда пропал шпиль Михайловского дворца я тоже не могу понять, Лариса. Ведь рисовали с натуры, не мог же художник его вообразить! И, конечно же, Вы правы, очень мешает реклама! Будь на то моя воля, я бы запретила уродовать исторический центр дурацкими надписями, типа, Газпром. Что такое вообще Газпром и достоит ли он вот так вызывающе красоваться на петербуржских крышах?
Но люди.. люди... Знаете, после блокады восстанавливать город приехали люди из многих очень разных городов России. Вы знаете, сколь разнятся нравы и культура в разных местах. Однако, за довольно непродолжительное время оставшиеся блокадники-ленинградцы вместе с "живым городом"сумели так всех "переработать" (иначе и не сказать), что город почти не потерял своего отличного от других городов духа, нрава, манер и культуры. Это я знаю по собственному опыту, когда впервые в конце 60-х стала ездить в другие города. Ленинградцев везде узнавали без паспорта и представления. Иногда "утвердительно " уточняли: "Вы из Ленинграда !?"
,
А я его в новосибирском Академгородке впервые увидела, приезжал он туда по своим каким-то делам, но устроили еще и что-то вроде творческой встречи. Его, кажется, можно было сутками напролет слушать! Огромный человечище!