Молоко с калием

Как и следовало ожидать, Федеральная служба Российской Федерации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  проявила  глубокую озабоченность в отношении качества и безопасности пищевой продукции Республики Беларусь. Как свидетельствует сообщение  «О пищевой продукции Республики Беларусь»,  на сайте российского ведомства, «особенно вызывает опасения молочная продукция, произведенная в Республике Беларусь», что свидетельствует  «об ослаблении контроля в Республике Беларусь за качеством и безопасностью пищевых продуктов». Главный санитарный врач России, как передает ИТАР-ТАСС, уточнил , что " есть вопросы к творогу зернистому и сливочному маслу производителей "Савушкин продукт" и "ГМЗ №1" Минска и других белорусских предприятий, взятых на исследование в российских торговых сетях». Напомним, что в июле  Роспотребнадзор ввёл запрет на поставки кондитерской продукции украинской фабрики Roshen  из-за нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей. И, хотя, того, что нашёл главный санитарный врач России, не обнаружили в других странах Таможенного Союза, по словам Геннадия Онищенко,  политической составляющей в запрете украинских конфет нет. Ну, а в опасении за качество белорусского молока, по мысли автора, – тем более. Просто россияне привыкли пить  натуральное, безопасное, качественное молоко от отечественных производителей. А это молоко дают тучные стада откормленных добротных коровок, сонно дрейфующих по плодородным пастбищам необъятной Родины.

 Не раз,  бывая в московских маркетах и магазинах, поражался обилию  молочных тетропаков крупных  кампаний, в которых молоко хранится до полугода. Что бы об этом сказала моя бабушка в деревне после вечерней дойки своей коровы? Молоко у неё хранилось всего лишь  сутки, а  на следующий день начинало прокисать. Много с тех пор воды утекло, и молоко теперь не от коровы, а от Технического регламента №36. В 2010 году на белорусский рынок пришла из России  мировая  французско-российская  молочная компания, взяв на себя обязательства по развитию современной сырьевой базы и созданию современных  молокоперерабатывающих предприятий. Было такое? – Было! Однако, получив доступ к сырьевым ресурсам на самых льготных условиях, инвесторы начали  элементарный вывоз продукции с низкой добавленной стоимостью, попросту разливая белорусское молоко в свою тару и продавая его в Россию. А потому в начале февраля 2011 года все услышали голос Президента Беларуси: « Если вы в первом квартале не выполните мои поручения, вы на рынке Беларуси больше работать не будете…  Вы забыли, что вы работаете не в России, а в Беларуси. И вопросы коррупции, вопросы дележки, давления, всякие там договоренности – всё это недопустимо… Я знаю всё, даже о чем вы думаете: как вы делили дивиденды, сколько получали ваши представители в Беларуси и т.д., даже, куда вы эти деньги направили. Я вас предупреждал, что с вас никто не возьмет ни копейки, никто с вас не потребует никаких взяток, но вы работайте честно. Я определил вам направление работы…  Вы решили: президент пусть говорит, а мы тут по-своему сделаем. Заблуждаетесь!". И дальше. "А то тут, наверное, после выборов все поняли, что мы сейчас будем страну на куски рубить и раздавать. Что нам не надо – отдадим "Данону", Германии, России, Польше. Так вот – этого не будет. И это касается не только молочной отрасли". Как в воду глядел, ту самую, которую в молоко добавляют недобросовестные производители.

Кстати, слова главы государства были услышаны,  и  в пресс – службе французско-российской компании отреагировали сразу же : «Компания «Данон-Юнимилк» заинтересована в построении отношений с белорусской молочной промышленностью, создании новых современных производств и развитии их сырьевых баз. Политика ведения бизнеса «Данон» во всем мире состоит в том, чтобы неукоснительно действовать в соответствии с международными соглашениями и национальными законодательствами. Компания «Данон-Юнимилк» уважает мнение белорусских властей и будет продолжать сотрудничество с ними». В далёком 2009 году уже была торговая битва, когда  весёлые молочники России пожаловались Геннадию Онищенко на  доярок Беларуси. « А молоко-то их поддельное, не из-под коровы, не мокрое, а сухое!». Ну и запретил Роспотребнадзор принимать его к продаже как цельное - после тщательных проверок.  И вот читаем фрагмент откровения – интервью  Геннадия Онищенко радио «Эхо Москвы» от 10 октября 2009 года.

Михаил Борщевский, «Эхо Москвы»:
– Геннадий Григорьевич, скажите, вы проверяете, ваша служба приходит в магазин, берет пакет молока, делает анализ?
Геннадий Онищенко, главный санитарный врач Российской Федерации:
– И в Российской Федерации, и во всем мире не существует тестов, которые могли бы с доподлинностью, принимаемой судебными органами и серьезными специалистами, сказать – это молоко сделано из порошка, или это цельное молоко.
Михаил Борщевский, «Эхо Москвы»:
– Тогда вопрос, зачем принимали техрегламент?

А раз не существует тестов, то отечественному производителю молочных напитков -  раздолье, когда погнали чужаков с бидонами настоящего молока! И всё это ради  своего народа - потребителя и его же блага, а не для того, чтобы яхты себе покупать. Потому и цены в магазинах подняли, потому как на «цельное-родное»,  поскольку там  много полезных минеральных веществ, особенно калия. А без него, как известно, жить невозможно что в Москве, что в Минске. И об этом Генеральному  директору  ОАО «Уралкалий» Владислав Баумгертнеру известно лучше, чем кому-либо. 

Сегодня он находится в статусе обвиняемого в следственном изоляторе КГБ Беларуси.Следственный комитет Беларуси расследует уголовное дело, возбужденное Генеральной прокуратурой по ч.3 ст.424 «Злоупотребление властью и служебными полномочиями» в отношении должностных лиц ЗАО «Белорусская калийная компания».  А попал он туда 26 августа, после встречи с премьер-министром Беларуси Михаилом Мясниковичем, на которую был приглашён как Генеральный директор  ОАО «Уралкалий» и председатель наблюдательного совета «Белорусской калийной кампании»  с не менее важными господами:   вице-премьером российского правительства Аркадием Дворковичем, председателем совета директоров «Уралкалия» Александром Волошином и  главным акционером компании Сулейманом Керимовым  (состояние которого  пока оценивается 7,1 миллиард долларов).   Остальные приглашенные не приехали, но, как заявил 29 августа  пресс – секретарь ведомства П. Траулько , «на сегодняшний день поступившие в Следственный комитет Республики Беларусь материалы дают основания для возбуждения уголовного дела в отношении Сулеймана Керимова, а также иных лиц, в том числе из числа граждан Белоруссии". То есть уже существующие  материалы дают основания для заключения указанных людей под стражу или объявления их в розыск. Что и сделано в отношении четырёх топ - менеджеров компании, на  арест которых  Интерпол уже выданы  международные ордера.

И сразу же, после короткой паузы, в тихом стоянии воды   поднялась волна детской игры «Море волнуется раз, море волнуется два..» .  Что и следовало ожидать.  Первый вице-премьер Игорь Шувалов поставил в известность главу правительства Дмитрия Медведева и поспешил высказаться сам. При этом  он охарактеризовал ситуацию  как странную, неадекватную и не- партнёрскую, а действия белорусских правоохранителей назвал недопустимыми. То есть нельзя было задерживать, даже если есть все основания для задержания.  Посольство РФ направило ноту в МИД Беларуси, которую   перенаправлили в Следственный комитет республики. Далее срочно включились записные оппозиционеры  белорусскому «проклятому режиму», расписав яркими красками всю гадливость ситуации. Человек поверил, приехал поговорить, а его -  на нары и в заложники. Теперь будут выкуп требовать в лучших традициях пиратского братства. «Советская Белоруссия» ответила обстоятельным – выпадом статьёй, из чего следует, что дело тихонечко не замять. Раз такие обвинения – то отвечать надо по закону Беларуси.  Посол России в Беларуси Александр Суриков на следующий день после ареста подал ходатайство об освобождении гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, а  и . о.

генерального прокурора Республики Беларусь Николай Куклис  разъяснил основания возбуждения уголовного дела и задержания  Баумгертнера и сообщил, что ходатайство посла будет рассмотрено Генеральной прокуратурой в установленном законом порядке. В Минск в тот же день прибыла мать задержанного и группа юристов от «Уралкалия» для совместной работы с адвокатом Ириной Бурак, защищавшей в своё время оппозиционеров с площади в 2010 году. Она и должна вести главную партию по белорусскому законодательству. Далее на сайте компании последовало официальное заявление председателя совета директоров OAO «Уралкалий» Александра Волошина:  «Задержание 26 августа в Минске Генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера вызывает возмущение. Экономические споры и различные противоречия, которые часто бывают в бизнесе, не должны разрешаться подобными способами. Я хорошо знаю Владислава Баумгертнера как честного и глубоко порядочного человека, законопослушного гражданина, профессионала мирового уровня… В данной связи, обвинения в должностных преступлениях в адрес В. Баумгертнера выглядят просто нелепо. Как председатель совета директоров «Уралкалия» я требую немедленного освобождения Владислава Баумгертнера и прекращения преследования его коллег».

Ну, конечно, кто теперь может сомневаться в честности Владислава Баумгертнера, раз об этом говорит протеже  Бориса Березовского, бывший глава администрации Президента России Бориса Ельцина Александр Волошин?! Конечно, теперь надо извиниться и выпустить. Вот и посол Российской Федерации в Беларуси Александр Сурков еще раз напомнил о своей нелегкой миссии, высказавшись  в Минске корреспондентам российских  каналов:  «Имеет место какая-то непонятная дискредитация власти»,  «Я такой международной практики вообще не знаю: когда власть приглашает, а потом правоохранительные органы задерживают. Наверное, приглашение является своего рода гарантией безопасности, и действия потом правоохранительных органов в данной ситуации не совсем корректны по отношению к собственной власти», - сказал дипломат, добавив  что «в международной практике, наверное, такие казусы бывают, но это необычайно редко».

Ну, что тут на это сказать, уважаемый господин посол России? В международной практике бывает и не такое. Например, беглый олигарх Борис Абрамович столько лет был в розыске Интерполом, и никто не знал, где он, пока беглец не умер. А оказалось жил себе  в Англии, где и сотни таких же бедных соотечественников с чемоданами денег, которых разыскивают органы правосудия России.   Короче – «ищут пожарные, ищет милиция» и никак не могут найти. И не выманить их теперь из Лондона на Родину, и мыкаться теперь им,  бедолагам,  по Куршевелям да разным островам, скупая замки. А любимые рязанские березки не видать уже никогда. Тем сердце  стариков-пенсионеров в российских городах и деревеньках может и успокоиться. А ведь честно прожили жизнь, пахали и строили. Вот парадокс: они честные, и Баумгертнер с Волошиным  и Керимовым честные, а живут по-разному.  МИД Республики Беларусь, в лице первого заместителя министра Александра Михневича обратило внимание посла на недопустимость некорректных толкований и измышлений по поводу ситуации, связанной с задержанием Владислава Баумгертнера, и посоветовало наладить взаимодействие компетентных органов двух стран. Слава Богу,  для этого есть  вся необходимая договорно-правовая база.

Глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов сравнил арест гендиректора «Уралкалия» со средневековой расправой: заманили на встречу на высоком уровне  и бросили в темницу. Прямо по Маккиавелли, а значит - по Сталину. А, наверное, надо было всё по «справедливому», как это принято. Прислать обвиняемому повестку, мол, явиться к следователю на первый допрос. Он бы, конечно, все дела отложил и прилетел бы ни свет ни заря. Как в случае с владельцем «Евросети» Чичваркиным, который наводнил котрабандными мобильниками всю Россию. Только за ним машина полицейская выехала для задержания, как он чудесным образом, узнав об этом, поехал в аэропорт. Сейчас сидит в Лондоне, недвижимость прикупил, по Родине тоскует. А его ищут следственные органы России.

 И уж совсем смешно звучит в этом клацанье зубов хриплый голос главного редактора журнала «Однако»  Михаила Леонтьева о том , что «таких вещей прощать нельзя», поскольку « это сомалийский пират. И до такого уровня государственный деятель опускаться не имеет права, тем более, он наш союзник, нам должно быть за него стыдно, и, чтобы нам не было за него стыдно, нам надо его перевоспитать как можно быстрее». «Они принуждали их к сотрудничеству, на тех условиях, на которых они хотели. Эти условия могут быть самыми справедливыми, и они могут быть страшно выгодны Союзному государству, человечеству и Господу Богу, но принуждать к сотрудничеству частные структуры в современном мире никто не имеет права. Все остальные действия уже являются свинством и беспределом. Я очень нежно отношусь к «союзному» государству и достаточно снисходительно отношусь к Лукашенко. Но этот арест Баумгертнера за пределами добра и зла».  

 Снизошедшего Михаила откровенно не понимаю. Бывают такие союзники, что и  врагов не надо. А свинства и беспредела на свете столько, только оглянитесь вокруг. Тёзка Леоньева, нефтяной олигарх, тоже вроде бы ни за что сидит в темнице сырой, по вине  одного флибустьера. А ведь он всё время был «законопослушным и честным», до тех пор, пока не захотел продать  свою(!) нефтяную частную компанию, а по сути - отрасль России  английской нефтегазовой и нефтехимической транснациональной монополии Великобритании «Бритиш Пертолеум». И ведь нашелся один «пират», который принуждал «частника Ходорковского» к невыгодному для него сотрудничеству. А когда он отказался, то … Ну, у всех на слуху  продолжение этой грустной истории. Так что я не пойму редактора-вагоновожатого в принципе: то ли он за тёзку и частный интерес, то ли за пирата и защитника государства? А если он просто за всё родное - российское, хоть и рейдерский захват – да наш, то не надо  союзной телячей нежности. Не к лицу эта показуха.

 Вот и Александр Волошин уверен, что обвинения Белоруссии "противоречат здравому смыслу и не выдерживают никакой критики». Думаю, что обвиняет задержанного не Беларусь, а Следственный комитет Беларуси  в сотрудничестве с КГБ, и доказательная база уже собрана и будет только нарастать. Здесь о ней не имеет смысла говорить, основные обвинения уже обнародованы. А «критику» многомиллионного российского народа, как, впрочем, и слова одобрения,  следователи должны принимать бесстрастно.

 Предмет моих рассуждений в другом. Налицо столкновение субъектов разных форм хозяйствования: государственной и частной. Как работает  крупный частный бизнес в России в отношении своих партнёров и конкурентов – общеизвестно на примере «Сильвинита», поглощённого «Уралкалием». Ещё в 2010 году Сулейман Керимов публично высказал желание приобрести контрольный пакет акций «Беларуськалия», но дальше торгов дело не пошло. Ведь для этого необходима приватизация компании, а условия этой процедуры  озвучены Президентом Беларуси не раз. «Белорусская калийная кампания» -  государственное предприятие, за счёт которого поддерживается социальная политика в стране.  В свою очередь нынешним летом Александр Лукашенко озвучил мысль о возможном создании новой структуры «Союзкалий», но российская сторона промолчала.  И вот теперь Следственный комитет Белоруссии сообщил, что в распоряжение правоохранительных органов республики попало много фактов о сомнительных действиях обвиняемых топ-менеджеров "Уралкалия" не только против белорусских структур, но и против российских банков, китайских финансовых организаций и многих других иностранных партнеров. А уж  если  Следственный комитет получил разрешение на проведение данных  мероприятий, значит,  интересы Союзного государства подверглись проверке и испытаниям на прочность. Будут ли они надежно защищены политическим руководством стран-союзников или у каждого будет своё  молоко со своим калием?  Вот в чём вопрос.