Как отличить просвещение и убеждение от «промывания мозгов»
На модерации
Отложенный
Как отличить просвещение и убеждение от «промывания мозгов»
рекомендует профессор НГУ Николай Розов:
Почти общим местом стало представление о «равенстве» в идеологической борьбе и пропаганде. Одна сторона «впаривает» одни ценности (например, «духовные скрепы»), другая сторона — другие (например, «права человека»), какая разница? Вопрос, дескать, состоит только в ресурсной обеспеченности, технологичности и успешности пропаганды.
В рамках самой идейной борьбы, разумеется, каждая сторона называет свои действия честным политическим просвещением и убеждением, а действия противника — манипуляцией, промыванием мозгов и зомбированием. Эта риторика редко имеет больший смысл, чем пресловутые различения «разведчика» и «шпиона», «повстанца» и «боевика», «вождя» и «главаря».
Если изредка кто-то и пытается обосновать оправданность своей пропаганды и гнусную сущность пропаганды противника, то, как правило, апеллирует к собственным (всегда высоким) ценностям, т. е. продолжает ту же идеологическую полемику, а это обесценивает саму попытку отличить овец от козлищ.
Почему эта проблема различения между оправданным убеждением и жульническим манипулированием сознанием (назовем ее по-ученому проблемой демаркации пропаганды) становится сейчас в России крайне актуальной?
Оппозиция при всех своих слабостях и недостатках имеет большое достоинство: она (в подавляющем большинстве участников) отказывается от насильственной борьбы даже в ответ на начавшиеся репрессии. Значит, главным полем политической борьбы в обозримом будущем будет борьба словесная, идейная борьба за умы граждан, в том числе чиновников и силовиков. Мирные политические акции (митинги, шествия, общественные кампании) играют роль носителей той же идейной борьбы, поддерживающих протестную энергию через речи, лозунги, последующие обсуждения в прессе, в сети и «на кухнях».
В ситуации отсутствия широкой поддержки оппозиция просто вынуждена уделять главное внимание задачам изменения массового сознания. И тут сразу же возникает трудность. Изменением массового сознания и так уже занимаются идеологи, пропагандисты, политтехнологи, а без политкорректности — демагоги, манипуляторы и лжецы. Иногда у них получается исключительно зажигательно и успешно, как было у Ленина и Троцкого, Гитлера и Геббельса, иногда — с разной степенью ловкости и внушительности, как у демагогов современности, а теперь — вплоть до стыдобищи в высказываниях современных депутатов и ангажированных журналистов.
Стремиться к изменениям в сознании масс соотечественников, необходимым в плане построения в России открытого, демократичного, правового общества, — это вовсе не означает становиться в один ряд с манипуляторами, хоть успешными, хоть неуспешными.
Подавляющее большинство наших сограждан не вовлечено в политику, инертно и пассивно в гражданском плане, довольно безразлично к фальсификациям на выборах, начавшимся репрессиям, прочим злоупотреблениям режима. Для таких настроений есть глубинное представление о «политической симметрии» оппозиции и власти: «Все они одним миром мазаны», «Что одни, что другие», «У тех своя пропаганда, а у этих своя» и т. д.
Следует показать, что представление о «симметрии» здесь является ложным. Есть пропаганда — и пропаганда. Чем же принципиально отличается оправданное политическое просвещение и воспитание от «промывания мозгов» и «зомбирования»?
Попробуем, не апеллируя к идейной полемике, вообще отвлекаясь от смыслового содержания привычных споров, сформулировать критерии, которые позволяют каждому отделить котлеты от мух — отличить честное убеждение от дурманящей демагогии.
1. Принцип открытости информации: убеждение и просвещение сопровождаются принципиальной открытостью источников и каналов информации, тогда как демагогии и манипулированию сопутствуют строгая цензура, ограждение от этих каналов.
2. Принцип готовности к фактическому, документальному обоснованию утверждений: демагог часто лжет в деталях, искажает истину, умалчивает о самом важном, иногда допускает большую откровенную ложь, ошарашивая оппонентов и публику, но обычно потом не утруждает себя подкреплением своих слов; напротив, те, кто убеждает и просвещает, хотя и могут ошибаться, как все люди, но приводят доказательства, ссылаются на достоверные факты и документы, по крайней мере готовы это делать, а при обнаружении собственной ошибки открыто в ней признаются.
3. Принцип честных и открытых дискуссий: просвещение предполагает открытые и честные дискуссии с равенством условий для оппонентов сравнимой квалификации, а также открытость доступа для наблюдения за этими спорами для широкой публики; при манипулировании дебаты либо вообще отменяются, либо заменяются постановочными симулякрами (неуч вызывает на спор академика, фюрер, или нацлидер, отвечает на заранее подготовленные вопросы, телепередача подвергается тенденциозному монтажу и т. д.).
4. Принцип доверия ученым и независимым наблюдателям: просвещение поощряет широкие научные и философские изыскания, а также деятельность независимых наблюдателей; результаты, в том числе противоречащие пропагандируемым идеям, открыто обсуждаются и могут служить основанием для существенной смены проводимой политики, тогда как при манипулировании и демагогии обычно происходит либо замалчивание таких исследований и результатов, либо неугодные ученые, философы, аналитики, наблюдатели подвергаются ограничениям и репрессиям.
5. Принцип доверия к фактам и практике: негативные, противоречащие пропаганде факты общественной жизни (военные поражения, провалы в политике и экономике, коррупция и преступления в собственных рядах) замалчиваются или откровенно перевираются демагогами; но если такие факты имеют место на стороне сил, занимающихся просвещением и убеждением, то данные явления служат предметом серьезных открытых обсуждений, существенных изменений в политической тактике и стратегии.
Общие принципы хороши в той мере, в какой они с пользой применяются.
Для граждан, прежде всего избирателей, появляется возможность расценить кандидатов и партии, политических лидеров и публицистов как занимающихся убеждением или демагогов-манипуляторов.
Оппозиция и протестные движения не только могут доказывать с помощью этих принципов, что их пропаганда не равнозначна противоположной пропаганде со стороны репрессивного режима, но также должны внимательнее относиться к своим речам и текстам, чтобы никто не мог их обвинить в демагогии.
Сервильные пропагандисты авторитарного и репрессивного режима, скорее всего, будут игнорировать или всячески дискредитировать данные принципы демаркации, поскольку они им крайне неудобны. Но ведь я могу ошибаться. Вдруг эти пропагандисты и их начальники, будучи уверенными, что именно оппозиция и протестующие занимаются демагогией, решат показать, что сами-то они занимаются честным информированием, просвещением, убеждением. Что они тогда будут делать? Согласно принципам демаркации:
1) отменять цензуру в форме контроля над СМИ, инструктивных «совещаний» и «стоп-листов»;
2) стараться проверять свои высказывания на фактическую и документальную достоверность, быть готовыми к проверке;
3) соглашаться на честные и открытые дискуссии в прямом эфире без жульничества и последующего тенденциозного монтажа;
4) дискредитировать и прекращать гонения на социологические центры (например, «Левада-центр»), на некоммерческие организации («Голос», «Мемориал» и др.);
5) серьезно обсуждать все факты, противоречащие их апологетической по отношению к режиму пропаганде, существенно менять политику по результатам этих обсуждений.
Пойдут на такое политические руководители администрации президента? Особенно при «раскрутке» народного фронта, заряженного на грядущие выборы? Не будем за них решать.
В любом случае впереди жаркие словесные и идейные баталии. Избавить их от лжи, демагогии, манипуляций и «зомбирования» — интерес всех настоящих патриотов России. Наибольшие возможности для этого имеют держатели медийных ресурсов, а ответственность за честность политического дискурса лежит на пишущих и образованных.
Комментарии
Каждый суслик агроном?
Методология библейской концептуальной власти предельно проста - "разделяй, стравливай и властвуй".
Время баталий закончилось;
Яндекс - "Утро Сварога".
Яндекс - "КОБ Закон времени".
ЧТО происходит. КТО виноват. ЧТО делать.
Яндекс - "Коллективный Сталин".
Эта дурь в прошлом! Борьба идёт на высшем приоритете управления.
Ты управляешь, но и тобой управляют. Что тобой управляет?
История, мировоззрение, концепция ...
Всё это было заложено в твою голову средствами массовой информации, школой, окружением и т.д.
История - высший приоритет управления (обобщённого оружия, если концепция управления оккупационная)!
1. История, мировоззрение, концепция
2. Идеология
3. Методология
4. Деньги
5. Здоровье (геноцид)
6. Силовой приоритет
Кто управляет прошлым, тот управляет будущим: кто управляет настоящим, управляет прошлым.
В промывке мозгов нуждается герметичная концепция управления.
"Измы" - идеологические прикрытия библейской доктрины рабовладения.
Основная цель герметистов:
Разрушить национальное самосознание людей и заменить на один из "измов"!
Иудейки и "измы" - теоретическая платформа рабовладения.
Народ, не имеющий национального самосознания - есть навоз, на котором произрастают ИЗМышления педерастов духа
Остальное можно было не писать. И на МП их большинство.
Ну и конечно, критикуются власть имущие, сторонники буржуазной диктатуры, с позиций буржуазного либерализма. Одна фракция буржуазии выступает против другой, примеряя лавры объективного критика и просветителя. :))
"Буржуазия"- есть класс глистов, присваивающих "прибавочную стоимость", как разницу между "стоимостью созданной" руками человека и стоимостью его труда- как стоимости товаров и услуг, необходимых для воспроизводства рабочей силы.
"Капитализм" мы всё-таки "закопаем, лопаты готовы..."
И власть у нас будет- "Советская"- как власть Советов Народных Депутатов (не партий)
:)
...Из двух зол наименьшее ...?
Пусть губу не раздувают...
Буржуазция для своего сохранения всегда пыталась подсунуть людям что угодно... от фашизма до социал-демократии "улучшателей капитализма".
:)
(Мы теперь знаем все их "ходы", вчерашний капитализм - "заканчивается"...)
Например, представимо общественное самоуправление без государства как обособленного аппарата насилия.
Ни у одной партии нет программы, как постулата о главной проблеме и о способе её устранения с описанием дороги к той вершине, которая прячется за проблемой.
А всеобщие выборы - это метод утопить отсутствие программ.
http://maxpark.com/user/1512673735/content/749550 - За и против
«Мир уступает дорогу тому, кто знает куда идти»
/Р.У. Эмерсон/
О двух концепциях управления
1. Отнимать и делить (разрушать)
2. Прибавлять и умножать (созидать).
Пришло НАШЕ время! МЫ пришли!
И МЫ пришли навсегда!
Мы всех предупреждаем: мера кровавости грядущих событий будет обратно пропорциональна степени освоения Концепции Общественной Безопасности «Мертвая Вода» всеми слоями общества.
http://old.kpe.ru/about/life/1904/ - О тактике замалчивания и забалтывания
"А всеобщие выборы - это метод утопить отсутствие программ."
Вот это правильно!
Об этом принципе управления знают военные и он прописан во всех боевых уставах и наставлениях, например в наставлении по службе штабов ВС РФ.
Интеллигент - понимающий, понимающий КОБ и ДОТУ и умеющий переносить решения проблем из плоскости доступного мышления в сферу управления!
Быдло - человек с калейдоскопом в голове, элементарных знаний из сферы управления не имеет
Это деление почти вечно как сам Мир....на Ессеев (коллективистов) ,на Фарисеев(индивидуалистов) и на Саддукеев(корпоративщиков)...! В настоящее время победа явно за Фарисеями...
Мы все дружно наблюдаем этот процесс....не только на Западе но и у себя дома на родине Ессеев...
Так было и так будет.
Отвергая это или подвергаяя обструкции, мы лишаем себя "оружия противодействия" этому заблуждению или обману.
Гораздо эффективнее, на мой взгляд,- "дать бой":
-Сказать :"Да, я вижу "твой интерес", но у меня есть "свой интерес" и тебе придётся с ним считаться"
Нет таких, не существует в природе, политик у нас один - В.В.Путин. И он пойдет на все, на что нужно и можно пойти для пользы страны. Он не отдаст власть ни большевикам, ни фашистам, ни Дерипаскам с Абрамовичами. А других нет у нас.