Красота Исчезнувшего Мира, сохраненная благодаря художникам

http://nikolaysolo.livejournal.com/1202581.html

 

Красота Исчезнувшего Мира, сохраненная благодаря художникам

 

В своей статье, опубликованной в июльском номере  с.г. в "Международной жизни" (стр. 183-191) российский дипломат, арабист, ученый Алексей Борисович Подцероб рассказывает о нашей экспедиции в Марокко в декабре 2012 года и об интереснейшей живописи Северо-Западной Африки, которую нам удалось увидеть своими собственными глазами и запечатлеть благодаря марокканским друзьям и моему сыну, Илье Николаевичу Сологубовскому, спонсору нашей эуспедиции.

Тороплюсь опубликовать статью Алексея Борисовича, пусть пока без фото и видео материалов, надеясь порадовать вас в будущем красотой Исчезнувшего Мира, сохранившейся - низкий поклон – благодаря неизвестным художникам.

Мы готовы издать и фотоальбом, и книгу, и сделать фотовыставку Картин Далекого Прошлого. Надеемся, что среди тех, у кого в России деньги, есть не только любители футбола или других видов спорта.

Хотя наскальный рисунок, сделанный 10 тысяч лет назад, на котором древние люди в белых одеждах играют в мяч, у нас есть.

Ждем Ваши отклики.

Н.А.Сологубовский

Статья опубликована здесь:

http://nikolaysolo.livejournal.com/1202581.html

 

Выходит из печати очередной номер журнала «Международная жизнь» (№7, 2013).

Журнал знакомит с выступлением генерального секретаря Организации исламского сотрудничества Э.Ихсаноглу «О настоящем и будущем Организации исламского сотрудничества».

Представлен материал Посла России в Республике Корея в 2005-2009 гг. Г.Ивашенцова «60 лет перемирию в Корее. Будет ли примирение?». Публикуются статьи заместителя директора Института актуальных международных проблем (ИАМП) Дипломатической академии МИД России И.Сафранчука «Концепция «Новый шелковый путь» и политика США в Большой Центральной Азии», историка А.Фоменко «Традиция американского антиимпериализма и мировые войны ХХ века», заведующей отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Н.Арбатовой «Италия в тисках кризиса: перемены или преемственность?» и сотрудника Института Дальнего Востока РАН В.Петровского «Мягкая сила» по-русски в поисках точки опоры».

В номере опубликована беседа с председателем правления МГНК «СоюзНефтеГаз» Ю.Шафраником «Снизить внутренние цены на газ и насытить газом всю промышленность».

Чрезвычайный и Полномочный Посол В.Воробьев выступает со статьей «Некоторые аспекты подготовки стратегии Шанхайской организации сотрудничества». Размещен материал пресс-секретаря Секретариата Совета министров обороны СНГ М.Севастьянова «В формате партнерского взаимодействия».

Рубрика «Международное право» представлена статьями депутата Государственной Думы России, Чрезвычайного и Полномочного Посла В.Лихачева «Россия как международно-правовая личность» и сотрудника Российского института стратегических исследований (РИСИ) В.Сургуладзе «Конституционное право, как исторический источник: национальное самосознание в зеркале конституций».

Вопросы «Культурной дипломатии» освещены в материале Чрезвычайного и Полномочного Посла А.Подцероба «Наскальная живопись Северо-Западной Африки», а также в статье О.Васильевой «Парадоксы и мистификации Стравинского» и К.Долгова «Миланский эдикт».

Традиционное эссе главного редактора журнала «Международная жизнь» А.Оганесяна «Вторая Корейская: быть или не быть» посвящено размышлениям о возможностях вывода ситуации на Корейском полуострове из политического тупика.

В рубрике «В МИД РФ» приводится подборка воспоминаний о выдающемся советском дипломате А.Г.Ковалеве.

 

 

 

 

Наскальная живопись Северо-Западной Африки.

А.Б.Подцероб

 

В Западной Африке до наших дней сохраняются образцы древнего искусства. Они сосредоточены на территории Марокко, Западной Сахары, Мавритании и частично Алжира.  

           Очень богаты петроглифами долина Рифа, Высокий Атлас, Анти Атлас, уэд Дра и примыкающие к нему долины Сахары, а также Сегиет эль-Хамра и Рио де Оро. На юге находится Мавританский Адрар и песчаные скалы, продолжающие его к востоку. Исторические богатства неолитической стоянки Вадан, где можно пригоршнями собирать наконечники стрел, ножи, обломки глиняной посуды, бусины из амазонита либо ляпис-лазури, заставляют думать, что здесь между основанием дюн и руслом уэда существовал земледельческий или ремесленный центр с очень обширными связями.

Первое упоминание рисунков Западной Африки относится ко второй половине XIX в., однако систематическое изучение их началось в 50-х годах прошлого столетия. Этим в значительной степени предопределяется их более слабая изученность по сравнению с петроглифами Алжира, Ливии и Египта.

Впрочем, человек здесь жил еще до первого засушливого периода, который привел к образованию пустыни Сахара. В районе Бешара были найдены населенные пункты, которые существовали 40 тысяч лет назад. К сожалению, мы очень мало знаем о людях той эпохи. Неясно даже, чем они занимались – охотой или рыболовством. Зато можно сказать, что здесь начиналась мировая культура. В долине Драа был найден самый древний артефакт – маленькая статуэтка пышной женщины, получившая название «Венеры из Тан Тана». Ученые свидетельствуют, что возраст статуэтки составляет от 300 до 500 тыс. лет.      

           Позднее по окончании первого засушливого периода Западная Африка служила прибежищем кроманьелов, отступавших перед новым вторжением ледников в Европу. Кроме того, в 7-м тысячелетии сюда начали переселяться люди из Восточного Средиземноморья. Климат здесь был более благоприятным как для людей, так и                                                                                                               для животных. Остались ископаемые останки, наконечники стрел, диски и другие артефакты.

Петроглифы (особенно в районе Смары) показывают охотников и предметы их охоты. Это – слоны, носороги, жирафы, антилопы, газели, а также птицы и змеи. Они отличаются особой техникой полирования, тонкими линиями рисунков. На барельефах имеются геометрические мотивы. До сих пор в Мавритании существует племя, известное как племя охотников - немади, которые охотятся на антилопу в эргах и джуфах между Агельт Немади и Араваном.

В 7-6 тысячелетиях до н. э. из Западной Африки в Северо-западную Сахару переселяются негроидные племена. Как и местное население, они постепенно переходят от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. К 4-му тысячелетию до н. э.   орудия труда неолита получают широкое распространение в Северо-западной Африке, и подтверждение этому находят в ведущихся здесь раскопках. Древнее население занималось гончарным ремеслом и умело ткать пряжу из шерсти одомашненных овец и коз. Обнаружены остатки жилищ этого периода - небольшие хижины, в которых сохранились фрагменты   керамики, топоры, зубила, сверла, игрушки в виде черепах и кувшины для хранения пищи. В жилищах - цистерны для воды в форме колодцев высотой 50-80 см и с диаметром отверстия свыше 20 см.

Эпоха пастухов оставила в наследство много наскальной живописи периода от 7-5 до 1 тысячелетия до новой эры. Преобладающем стилем становиться Тамизит, известный на Юге Марокко, а также алжирского Атласа.

           Как правило, сохранились петроглифы в долине Рифов, уэде Дра на пространстве протяженностью в несколько километров, а также в районах, примыкающих к Дра и находящихся в зоне Сахары, в бассейне Сегиет эль-Хамры и на берегу высохшего озера Аукир. Здесь не встречаются изображения «эфиопской фауны» (разве что можно встретить слонов). Фрески напоминают фигуры быков и изображения охоты, и, как правило, эта тема преобладает. Параллельно попадаются рисунки тентов, щитов, обезьян, коз, оленей, птиц и змей. РРРаспространены петроглифы спиралей, концентрических кругов, чашек желудей. Реализм наскальной живописи производит потрясающее впечатление – точно переданы анатомическое строение животных, их движение, расстояние в перспективе.

Поражает сохранившееся в Тиуте изображение в 1-ом тысячелетии до новой эры, трактуемое как жанровый сюжет с элементами магии. Женщина подняла руки вверх, и от ее молитвы зависит результат охоты. С охотником ее связывает нечто похожее на пуповину. Между ловцом и женщиной находится, по-видимому, одомашненная коза. Прикрываясь щитом, охотник подкрадывается к страусу. Между охотником и страусом находится гепард, который тоже охотится на пернатую птицу.

Из рисунков в Марокко и Западной Сахаре выделяется фреска   из пещеры, расположенной ок. колодца Хаси Лавинат. Рисунок изображает шесть мужских фигур, вооруженных луками, и семь невооруженных мужчин. В метре от потолка расположена другая сцена – страусы и жирафы, к которым подкрадываются два лучника. С другой стороны видны две фигуры, одна из которых несет лук. Есть еще несколько изображений, напоминающих людей и животных. Среди плохо сохранившихся рисунков, тем не менее, различимы баран, три антилопы, два быка, жираф и пять – шесть страусов. Две колесницы, нарисованные, судя по всему, позже, дополняют этот рисунок.

Эти фигуры маленькие - одна из них составляет 32 см, остальные еще мельче. Эта фреска   относится к 3 – 2 тысячелетию до новой эры.          

Колесницы в рисунках появляются в Х -VII вв. до н. э. (т. е.  на II-IV века позже колесниц ливийского Феззана), а период расцвета этого направления V-II вв. до н. э[1]. Двух- и четырехколесные повозки встречаются у атлантического побережья Сахары. В Мавритании попадаются изображения быков, запряженных в повозки (район Галлавийа и Тишита). К сожалению, колеcниц немного. В Северо-западной Африке, особенно в Высоком Атласе, есть петроглифы, изображающие лошадей, несущих на себе вооруженных всадников с копьями, дротиками и округлыми щитами, а также рисунки животных - собак, кошек, ослов, зебр, страусов и муфлонов. Раскопаны орудия железной эпохи, в частности алебарды, топоры, дротики, кинжалы, ножи для бросания.  

В этот период большое значение имело появление берберского населения. Жители Центральной Сахары постепенно, с 1-го тысячелетия до н. э. перемещались к Сенегалу и Западному Судану. Переселение закончилось в 200 г. до н. э. в Мавритании. В поисках пастбищ берберы облагали данью местных негров – земледельцев и обращали их в рабство, а тех, кто сопротивлялся, оттесняли к р. Сенегал.

           В последний период до новой эры появление верблюда изменило характер общественных отношений в Западной Африке. Появилась возможность организовать караваны из побережья Средиземного моря в направлении Сахеля, что положило начало обогащению племени Санхаджа.  

На петроглифах этого времени можно увидеть изображения мехаристов и всадников, а также изображения быков. Изредка можно встретить дромадеров, коз, надписи, геометрические фигуры, а также слонов. Как правило, рисунки довольно схематичны и небольшие по размеру. Сравнение аналогичных петроглифов показывает, что они копируют некий образец.   Обломки бытовых предметов украшены также крестами, ромбами, треугольниками, линиями и другими изображениями. Стоянки обнаружены в сахарских провинциях Марокко, а в Западной Сахаре и в Мавритании (в районе Тагана) найдено 100 мест, содержащих 2 тыс. петроглифов.      

Нам удалось увидеть изображения всадников и оружия XIV-XVIII вв.,   открытые марокканскими археологами три года назад. Место требует дальнейшего исследования.

Очень редко встречаются наскальные рисунки, посвященные одной теме. Как правило, петроглифы разных времен накладываются один на другой. Ряд ученых считают, что интенсивность или разреженность фресок больше зависит от породы камня, пригодной или непригодной для рисования. Другой ряд исследователей настаивает на том, что первобытные люди намеренно исправляют петроглифы, по их мнению, не соответствующие действительности. Автор полагает, что спор не может быть решен в связи с отсутствием данных.  

Исследователи расходятся в определении периодизации петроглифов. Дело в том, что остаточные слои угля, находящиеся в Сахаре, перемешаны вследствие дующих из разных сторон ветров, что затрудняет периодизацию. Мнения ученых разделились – одни из них настаивают, что наскальные изображения насчитывают десять тысяч лет, другие – полагают, что эти петроглифы созданы в течение нескольких столетий до н. э. Тем не менее, исследования, проведенные в пещере у Ифри н’Аммар близ Надора, показали, что возраст некоторых гравюр составляет 13 - 10 тыс. лет до н. э.    

По мнению профессора Королевского института амазигской культуры Абдаллаха Салиха, искусство наскальной живописи насчитывает три периода – наиболее древний (без надписей), средний (с надписями на классическом языке) и современный, известный из этнографических     источников[2].

А.де Бабин Берманн считает, что наскальные рисунки делятся на два периода – один, на котором сказалось атлантическое влияние, и другой, сложившийся под воздействием сахарских традиций.

Некоторые исследователи полагают, что на север Западной Африки большое влияние оказали капсийские традиции, а на юг - суданское изобразительное искусство. А Т.Монод рассматривает стили в хронологической последовательности, отмечая, что имеется 12 художественных периодов[3].

Другой точки зрения придерживаются Кулсон и Кэмрбелл, считающие, что петроглифы делятся на пять периодов, а именно: период «бубалов» (10 – 8 тыс. лет до н. э.), «круглоголовых» (8 – 6 тыс. лет), «пастушеский» (5,5 - 1 тыс.), «лошадей» (с 1000 – до 0 лет до н. э.) и «верблюжий» (начиная с 0 лет н. э.). В свою очередь Муззолини предлагает деление на три периода - «бубалы», «Тазин» и «ливийские бойцы». Но при этом Н.Брукс считает, что периодизацию вообще трудно определить[4].              

Большинство же ученых сходятся в том, что существует пять периодов наскальной живописи. Это эпохи «охотников (бубалов)», «скотоводов (быков)», «лошадей», «верблюдов (ливико-берберская)» и – тысячу лет спустя – «вооруженных солдат» (при этом, некоторые исследователи объединяют «скотоводов» и «лошадей»[5]).          

Описание человека и наблюдение за жизнью животных – вот основное содержание древнего наскального искусства. Ученые до сих пор спорят о том, служат ли эти петроглифы выражением метафизических пристрастий, отображением банальных игр подрастающих детей или результатом размышлений человека о мире. По мнению археолога Мустафы Нами, в жизни древнего человека большое значение имели мифы, легенды, обряды, родовые и племенные секреты. Повседневностью являлись колдовство, тотемы и молитвы. Это вело к смешению представлений рационального и нерационального, материального и метафизического, требований индивидуума и требований группы[6].

На взгляд автора, изучавшего наскальную живопись не только Западной, но и Центральной Сахары, можно предположить, что изображения животных, а также изображения чудовищ – особенно на ранних этапах развития человеческого общества – служили для колдовства. Наряду с этим – в частности, в период скотоводов – наносились и рисунки, отображающую жизнь как таковую.           

Рисунки сопровождаются надписями на двух языках – древнеберберском, который использовался в конце 2-го тысячелетия до новой эры, и на современных наречиях. Среди ученых существуют споры насчет первой языковой фазы. В прошлом преобладала точка зрения о том, что она сложилась под влиянием финикийского языка. В настоящее время развитие получила вторая точка зрения, согласно которой древний берберский имеет местное происхождение, основываясь на языках Центральной Сахары. Во всяком случае, формирование языков Сахары осуществлялось вдали от финикийско-пунического языков. Существует и другое мнение, в соответствии с которым языки Сахары и прибрежных районов Магриба образовывались в одно и то же время, оказывая взаимное влияние на формирование друг друга.            

Во всяком случае, ознакомление с наскальной живописью ставит перед учеными столько вопросов, на которые – учитывая отдаленность эпох – очень трудно ответить.

Исследование стоянок продолжается, и ученым в Марокко, Западной Сахаре и Мавритании удается обнаружить неизвестные фрески. Вместе с тем, наскальные рисунки, которые представляют собою научную, археологическую, культурную и художественную ценность, исчезают. Их исчезновение связано со строительством. В качестве примера можно привести город Смара, под которым добыча камня ведется на площадях, занятых рисунками. Их уничтожение связано также с неразумностью тех туристов, которые пытаются поливать фрески водой с тем, чтобы они стали более яркими и фотогеничными. Третья причина заключается в   деятельности контрабандистов – они прикладывают к фрескам смоченные специальным   раствором куски тканей, на которые и переходят рисунки. Четвертой причиной является деятельность Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре - сотрудники МООНРСЗ взяли за обыкновение делать надписи поверх старых наскальных рисунков. К сожалению, надписи есть и на русском языке.

Сохранение петроглифов требует усилий каждого и многих. В Марокко и Западной Сахаре этим занимается Центр национального наследия наскальной живописи, которому не хватает кадров. Во Фронте освобождения Сегиет аль-Хамры и Рио де Оро и в Мавритании подобных организаций даже не существует.

Предстоит еще многое сделать для спасения наскальной живописи, и для этого целесообразно было бы объединить усилия как местных ученых, так и международных организаций.

А.Б.Подцероб

                                

 

 


<hr align="left" size="1" width="33%"/>

[1] Чернов А. Рождение искусства – на: chernov-trezin.narod.ru/idol.htm

[2] Salih Abdellah. Sous zone 1: Maroc / Sahara atlantique marocain – Mauritanie – dans: www.icomos.org/studies/rockart-sahara-northafrica/04sous-zone1.pdf

[3] Subils S. The late prehistory of Western Sahara according to rock-art – at: www.udg.edu/Portals/92/Grup%20del%20Sahara/soler2007press.pdf

[4] Brooks N. Prehistoric Archaeology at the eastern Saguia al-Hamra. // Newsletter, January 2002, p.4.

[5] Nami Mustapha. L’Art rupestre – dans: Arts et Architecture amazighes du Maroc. Rabat, б/г, р. 39-40.

[6] Ibid., p. 26.