Великая Пустыня. Что погребено под песками Сахары?

На модерации Отложенный

http://nikolaysolo.livejournal.com/1396289.html

 

http://www.aif.ru/society/nature/943298

Великая Пустыня. Что погребено под песками Сахары?

9 jrnz,hzвышел новый номер АиФ с интервью Николая Сологубовского о научной экспедиции россиян вглубь Ливийской Сахары, которое он дал журналисту Александру Колесниченко

 

Тайны великой пустыни

 

Не знающая жалости Сахара скрывает сокровища древних цивилизаций. В песчаном море утонула и Атлантида?

 

Самая большая и безжалостная пустыня мира - Сахара - стала в последнее время мало доступной для исследователей: почти по всем её границам   бескрайним просторам   тлеют, а то и горят ярким пламенем кровавые конфликты - в Мали, Египте, Ливии...

 

Российская научная группа, в которую входил Николай Сологубовский, историк-востоковед, член Императорского православного палестинского общества, писатель и кинематографист, член нескольких научных экспедиций в Сахару, была одной из последних, которая открывала тайны Великой пустыни и изучала её уникальные музеи «под открытым небом» - наследие растворившихся во времени и пространстве народов.

 

Великая пустыня - так и переводится с арабского языка Сахара. Огромных музеев «под открытым небом» - не считая древних египетских городов и пирамид - в пустыне четыре.

Плато Тассили-Аджер в Алжире, прилегающие к нему в Ливии горы Акакус и вади (река, русло пересохшей реки - ред.) Матхандуш на юге Ливии. А также район Увейнат на стыке границ Ливии, Египта и Судана. Причём обойти все «залы» этих музеев, похоже, ещё не удалось не только редким здесь туристам, но и профессиональным исследователям.

«Природа пускает сюда далеко не всех, а неосторожных может поглотить навечно, - говорит Сологубовский. - Когда я был ещё совсем «необстрелянным» сахарским путешественником, то сделал ужасную глупость: оставил на ночь обувь у палатки. Утром начал обуваться с правого ботинка, а из левого выполз скорпион. С тех пор обувь в палатке кладу под голову, а скорпиона храню дома в банке, как напоминание о том, что в Сахаре мелочей не бывает.

Наши проводники рассказывали, что недавно из бархана, которые по пустыне двигает ветер, «вынырнула» машина с погибшими итальянцами. Они пропали больше десяти лет назад. Видимо, пытаясь переждать в машине песчаную бурю, они оказались заживо погребены песком.

Но есть в этих местах ещё что-то, что стоит на страже тайн пустыни. Одна французская исследовательница отправилась на высокое плато рядом с разрушенной столицей древних гарамантов, городом Гарама (сейчас ливийский город Джерма - ред.). Местные отказались с ней идти, сказав, что на плато живут злые духи - джинны. Она пошла одна и через несколько дней вернулась оцарапанная, обезображенная и с помутившимся рассудком».

 

Джин из вулкана

 

Свой путь к сокровищам и неизученным уголкам Сахары Сологубовский и его товарищи начинали, либо добираясь самолётом до города Куфра Себха, либо по добротным - до войны 2011 года - ливийским дорогам ехали до города Себха. Грузили джипы едой, водой, горючим и уходили в пустыню. Полной загрузки машин хватало на 5-10 дней «автономного» путешествия. Один из маршрутов проходил через красивейшее, но загадочное, а потому и пугающее место Сахары - спящий вулкан Вау ан-Намус.

Он находится почти в географическом центре пустыни, одиноко... нет, вулкан не возвышается над окружающими его песками. Наоборот, это гигантская, в дюжину километров в диаметре, чёрная дыра - кальдера, то есть провал глубиной до 200 метров, образованный обрушением верхней части магматического очага. Вау ан-Намус - настоящая дыра в африканской тектонической плите, на которой лежит весь континент. По возвышающемуся в центре этого провала малому кратеру видно, что вулкан уже не раз прерывал когда-то свой «сон».

«Люди, которые летят над Сахарой на самолёте, иногда видят это удивительное место, - рассказывает Николай Сологубовский. - При своих размерах оно хорошо видно и на снимках из космоса. Вокруг малого кратера - три озера, у каждого свой цвет: голубой, зелёный, красный, очевидно, в зависимости от химического состава воды. Спустившись по крутому склону к этим озёрам, мы сказали проводникам-туарегам, что хотим остаться здесь на ночь. Ответ – «ни в коем случае!» Сначала они сказали, что в Вау ан-Намусе огромное количество москитов («намус» по-арабски «москит»). Но у нас были препараты от комаров. Гиды пришли в замешательство, а затем, посовещавшись, заявили, что оставаться на ночь внизу опасно: из озёр по ночам выходит... чудище. Проводники отправились ночевать наверху, а мы остались и даже включили видеокамеру с возможностью ночной съемки…

И вот, часа в два ночи, внезапно по поверхности озера, который ярко освещала фантастических размеров луна,   пошли большие круги. Но ни чудища, ни джинна мы так и не увидели. Может быть, это была большая рыба или даже один из встречающихся в до сих пор в сахарских водоемах карликовых крокодилов. Но, скорее всего, гладь воды потревожили вулканические газы: вулкан спит, но не крепко. Несмотря на то, что ночью температура в пустыне резко падает, даже ниже нуля,   Вау ан-Намус всегда «теплый». Устроившись на ночлег прямо на песке, в абсолютной тишине пустыни там можно не просто услышать, а почувствовать телом подземные звуки, стоны, гул движущейся под тобой магмы... »

 

Гонки по барханам

 

Местные проводники невероятным образом умеют находить путь в постоянно меняющемся из-за «двигающихся» подвижных барханов ландшафте. «Дело чести» для водителя-туарега   на «одном дыхании» заскочить на самый верх, иначе придётся снова возвращаться к подножию бархана и начинать «взлет» сначала. А взобравшись на гребень, нужно на нём зависнуть, мотором вниз: ты никогда не знаешь, что ждёт тебя на другой стороне. Не менее осторожно нужно спускаться вместе с лавиной потревоженного песка, а в конце спуска снова давить на газ, чтобы успеть набрать скорость перед следующим барханом.

Однажды наша передовая машина оказалась в плену - барханы, как в цирке, сходились к маленькой «арене» в центре. Чтобы выбраться с этой арены, водителю пришлось разгоняться по кругу, постепенно набирая скорость и высоту, как в аттракционе «гонки по вертикали».

Но опасности могут поджидать и на ровном месте. «Фаш-фаш» - это огромное пространство, засыпанное не песком, а земляной пылью, почти не отличающейся от песка по цвету. Даже нашим проводникам не всегда удавалось объехать такие места стороной. Попав в эту «муку», машина начинает постепенно уходить под землю, и остаётся не так много времени, чтобы попытаться вытащить её назад на твёрдый песок. Да, да, спасительный твердый песок! По которому можно разгоняться и до 150 километров в час! А в безопасности себя можно чувствовать лишь, когда под колёсами песок сменяется каменистой твердью.

Но по камням быстро ехать нельзя, попадаются и острые, как лезвия бритвы. Поэтому и говорят, что в Сахаре машины не едут, а идут. Как караваны в древние времена!

Однако, пройдя все испытания и добравшись, наконец, до пещер Увейнат или Акакуса или достигнув высоких каменных берегов высохшей вади Матхандуш, ты вознагражден за свой ратный подвиг: перед тобой уникальные прекрасные   произведения искусства, которым по несколько тысяч лет до нашей эры.

 

Камни, которые рассказывают о Прошлом Человечества

 

У сахарской наскальной живописи четыре основных периода. Первый – «эпоха охотников», длившаяся по разным оценкам с 12 - 10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до нашей эры. Чаще всего, это огромные, до двух метров высотой петроглифы - вырезанные неизвестным способом на камне гравюры диких зверей и изображения охотников, стреляющих из луков. «Таких гравюр много в вади Матхандуш, - говорит Сологубовский. - Они тянутся по обоим берегам высохшей реки на расстоянии 60 км, создавая ансамбль, равного которому нет нигде в мире. Очевидно, когда в Европу во время очередного глобального похолодания приходили ледники, всё замерзало, на территории нынешней Сахары текли реки и зеленели леса, а равнины были полны сочных трав».

Второй период - «эпоха пастухов», начавшаяся 8-4 тыс. лет и завершившаяся 4,5-1,5 тыс. лет до нашей эры, с фресками, на которых изображены тщательно выписанные разными красками одомашненные животные: стада коров, коз, бытовые сцены. Например, мы засняли на фото и видео такие сценки: «парикмахерская», «швейная мастерская», «праздничный танец». И даже полюбовались «чеховской дамой с собачкой», у которой тщательно вырисованы и прическа, и разноцветное платье, и белые туфельки.

Третий период наскальной живописи - «эпоха лошади», когда в этих землях с XI века до нашей эры в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов, уничтоженное римлянами.

Четвертый период - рисунки «эпохи верблюда» I в. до н. э. – V в. н. э. Рисунки всех этих «эпох», бывает, можно встретить в одних и тех же пещерах.

«Даже самые древние петроглифы и рисунки, - продолжает Сологубовский, - язык не поворачивается назвать древними: настолько изящны линии, передающие движение, например, застывшей в прыжке лани. Всё настолько гармонично, что   кажется, будто это рисовал очень образованный человек.

Кстати, у меня есть гипотеза,   и я могу ее доказать,   что первыми художниками были не мужчины, а женщины. Мужчины уходили на охоту, они были «добытчиками», в пещерах оставались женщины, у которых было время, да, представьте себя, для творчества! И только женщина настолько терпелива, чтобы   выводить на камне линии, не имея право на ошибку. Я не видел ни одного наброска или испорченного рисунка. Это непостижимо!

Среди наскальных рисунков и петроглифов есть такие, которые явно несут магический смысл. Например, танцующие, как люди, звери. Были и рисунки сексуального характера: оргии с участием существ, у которых были гипертрофированные половые органы, а на лицах - маски. Как у космонавтов скафандры! У наших гидов объяснение было простым: это джинны, которые живут вокруг нас. И есть добрые джинны, а есть злые. Одна из гипотез насчёт «танцев зверей» – охотники перед уходом на охоту исполняли какие-то ритуалы, в которых участвовал шаман с головой зверя, на которого они шли охотиться.

Среди петроглифов были изображения неизвестных человекоподобных существ, похожих на медведей, которые нападали на слонов, крокодилов с длинными ногами, даже пингвинов, что уже само по себе предмет для изучения. На мой взгляд, рисунки дают огромную информацию для изучения прошлого Человечества, И очень жаль, что то, что сохранила жестокая Природа, сегодня безжалостно уничтожается руками вандалов и бандитов».

 

Исчезнувшие города, которые будут открыты снова

 

Развалины столицы гарамантов - города Гарама - свидетельствуют, что это был достаточно развитый в инженерном отношении народ. Для выживания в суровом жарком климате они строили подземные галереи - фоггары, собиравшие влагу водоносных горизонтов и направлявшие воду к оазисам. По всей длине фоггар должен был оставаться равномерный с   очень незначительным перепадом высот — около миллиметра на метр. Длина фоггар составляла многие километры.

Гарама упоминается в римских исторических документах, её развалины изучены. Но что произошло с другими городами? Неужели развалины этого и некоторых других городов, покинутых по неизвестным нам причинам в разные периоды истории - это всё, что было построено на обширном пространстве, занятом Сахарой? Ведь когда-то здесь был

мягкий климат.

«Недавно я обратил внимание на упоминание о результатах дистанционного зондирования земли из космоса, - говорит Сологубовский. - Скупые сведения проскочили в израильской прессе. Якобы одно из исследований показало, что в пустыне под песком на глубине 100-150 метров угадываются очертания древнего города. Более точной информации найти не удалось, не исключаю, что информацию припрятали. А гиды, когда мы говорили им о снимках из космоса, только добродушно посмеивались и говорили: «Все в руках Аллаха! Всему свое время!» Тем временем исследователи до сих пор ищут следы таинственной Атлантиды - в океане.

Так давайте задумаемся: почему она не могла во время изменения климата или рельефа земли погрузиться не море воды, а в море песка? А вдруг в одной из будущих экспедиций мы найдём и рисунки, на которых жители до тех пор цветущих городов запечатлели какие-то картины их гибели - в пещерах, в которые они, например, вынуждены были скрываться от каких-либо катаклизмов?

И если нашли под песками и нефть, и газ, и даже огромные водоемы, откуда к берегам Средиземного моря потекла во времена Ливийской Джамахирии «Река Жизни», то сколько еще не найдено? И почему вдруг именно в начале 21 века на Сахару налетели железные птицы с Севера?

 

Изучены ещё далеко не все стоянки, места проживания Человека в уже известных «музеях под открытым небом». Я говорю: Человека с большой буквы, потому что то, что запечатлено на рисунках, говорит о высочайшем мастерстве неизвестных художников, которые не могли появиться на пустом месте , а сами были детьми высокоразвитых культур. И ведь есть ещё совершенно неисследованные стоянки и пещеры в недоступных горах на севере Чада и Нигера.  

Великая пустыня   надежно скрывает   многочисленные тайны Прошлого Человечества. Скрывает от жадных грабителей и террористов!     Но когда вернутся в Сахару мирные времена, когда вновь появятся на барханах вместо пикапов с пулеметами   машины ученых, то Сахара откроет свои богатства и тайны!

Сахара ждет первооткрывателей».

Авторский вариант интервью.

Публикация в АиФ и фотографии здесь:

http://www.aif.ru/society/nature/943298