К осквернению памятника советским освободителям Болгарии: им не так уж много осталось

На модерации Отложенный
В Болгарии неизвестные густо облили розовой краской горельеф памятника советским воинам и подписали под ним «Болгария извиняется!» по-чешски и по-болгарски. На другой стороне памятника оставлены граффити «Простите нас» и «Прага’68». Очевидно, инцидент приурочен к 45-й годовщине ввода войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году. По версии местных СМИ, «художники» обращают внимание общественности на то, что из стран-союзников Болгария первой вызвалась участвовать в операции и последней принесла извинения.

Надо сказать, этот монумент необычайно сильно притягивает художественно озабоченных. В июне 2011 года советских воинов раскрасили под героев американских комиксов – центральную фигуру в Супермена, а остальных в Санта-Клауса, Чудо-Женщину, Росомаху, Робина, Капитана Америку, Джокера и клоуна из числа персонажей Макдональдс, а снизу приписали – «Пора идти в ногу со временем!». В отличие от простого вандализма роспись статуй под персонажей была выполнена весьма тщательно. В феврале 2012 года советских воинов неизвестные нарядили в маски Гая Фокса, протестуя против антиконтрафактного закона ACTA. В августе на головы статуй натянули цветные балаклавы в знак поддержки Pussy Riot. В этом году болгарские вандалы навещали памятник опять в феврале, раскрасив головы в цвета национального флага в день памяти жертв коммунизма.

Впрочем, этим горельефом нездоровая активность в Софии не исчерпывается. Другой памятник Красной Армии местные гей-активисты настойчиво пытаются превратить в собственный символ, о чём «Однако» писал в июне.

Памятник отмывали далеко за полночь члены форума «Болгария-Россия», созданного писательницей Светланой Шаренковой. Форум известен тем, что отмывает памятник после упражнений евроактивистов с 2011 года без разрешения на то местных властей. Те, в свою очередь, никак не ухаживают за памятником и прилегающей территорией, хотя всё это находится в самом центре Софии, — поскольку до сих пор ряд партий пытается протолкнуть через Софийский общинный совет решение о сносе или переносе памятника. Этим пользуются болгарские креаклы, оставляющие «арт-инсталляции» зачастую антисоветского содержания. Ветеранские и пророссийские организации своими силами наводят порядок, а через интернет им советуют отмывать тщательнее, чтобы освободилось место для новых «арт-интервенций».

Чешские СМИ назвали произошедшее «покраской в оптимистичные тона» и нашли в этом идеологическую связь с инсталляциями чешского художника Давида Чёрного (David Cerny). В 1991 году он так же выкрасил в розовый цвет танк Т-34 под бортовым номером 23, который участвовал в освобождении Праги от фашистов. Давид известен своими инсталляциями и в Болгарии, которую он изобразил в виде турецкого сортира во время чешского президентства в Совете Европы в 2009 году.

О том, что русские сочли инцидент осквернением памятника и назвали авторов акции вандалами, чешские СМИ сообщили вскользь, а слово «художники» брать в кавычки не потрудились.

…На самом деле, уважаемые читатели, тут имеет смысл порассуждать только об одном. Вот есть глубоко свободная уже четверть века Восточная Европа. Последние десять лет — всасываемая в Западную на правах рынка сбыта и источника дешёвой рабсилы.

И внимание! Почему-то единственным продуктом свободного идейного творчества свободной территории с населением за сотню миллионов так и осталась поэтическая русофобия.

То есть, конечно, тут и там снимаются какие-то малобюджетные фильмики для фестивалей про тяжёлую судьбу гастарбайтерш. Но — предельно деидеологизированные, в которых горькое текущее состояние региона никак не рефлексируется и не объясняется.

А как только восточноевропейское творчество выходит на уровень идей — наступает переклин и всё скатывается в фэнтезийное разоблачение России (имперской, советской, современной, нужное выбрать).

Почему так — секретом не является. Мы уже писали о том, что Восточной Европе её кураторы никакой сообразующейся с реальностью идеологии просто не дают — у них самих с ней большие проблемы. И восточноевропейским элитам приходится ехать на той (чисто инструментальной) антирусской идее, которую им выдали в далёком конце 1980-х.

Так что красить наши памятники передовые «братушки» будут до последнего — им, в сущности, больше ничего и не осталось.

От себя отметим, что за 25 лет свободы население той же Болгарии сократилось с 9 до 7 млн человек. Так что выражение «до последнего» в их случае имеет вполне чёткое временное содержание. Если сравнить болгарский и российский демографические графики, можно сделать вывод: мы подождём.