Еще раз о том, что инквизиция - это не Средние века

На модерации Отложенный

"Малатеста был на плохом счету у церкви.
За "разврат, безбожие", строительство полуязыческого храма в свою честь он был отлучен Пием II и в порядке уникального исключения в апреле 1462 прижизненно канонизирован как грешник, заведомо обреченный на ад. Но это мало изменило его стиль жизни.
Звездный час инквизиции еще не пришел. Еще в 1497, когда в Болонье разбиралось дело ученого врача Габриэле да Сало, который называл Христа рядовым преступником, погубившим мир, и предсказывал скорый конец христианства, инквизиция удовлетворилась покаянным заявлением. У врача нашлись влиятельные друзья".

Бибихин В. В. Новый ренесснас // Собр. сочинений. М, 2013. т.3.
http://tforags.ru/libt03.php

Вообще очень советую эту книгу. Еще немного из нее:

Методологически удобно представлять средневековое христианство монолитной идеологией, которая давала самые связные ответы на все вопросы жизни и сплачивала общество в согласное целое. Приняв воображаемую идеологическую устойчивость и компактность Средних веков за точку отсчета, историки культуры описывают по контрасту с ними Ренессанс как эпоху распада былого духовного единства светским индивидуализмом. За таким подходом, закрывающим глаза на пестроту и шатания средневековой Церкви, стоит только та правда, что с Возрождения культурная инициатива выходит из-под сводов собора и монастыря. Заряженная переменами недоустроенность средневекового христианства, не сумевшего переварить ни остатков народного язычества ни античной классики, толкала к исканиям всех думающих людей, не в последнюю очередь церковных иерархов. Как правило, папская курия в целом скорее поощряла ренессансных поэтов и художников чем преследовала их.


Не случайность, что Боккаччо был обласкан флорентийским епископом как человек "безупречной чистоты веры и нравов", тогда как Савонаролу, который разрешил бросить в костер "Декамерон", приговорила к сожжению папская комиссия... Данте критиковал пороки высокопоставленных лиц в Церкви, но не разрушал ее.

Ригористические противники художественной игры, которых было мало, не могли мобилизовать на борьбу за монашескую суровость культуры почти никого из князей Церкви, простодушно наслаждавшихся искусством.

Аскеты от культуры не имели формального повода предъявить иск новой философской поэзии.

Движение за "реформу", которая оставалась одной из официально признанных забот Церкви вплоть до Реформации 16 века...

Есть важная сторона дела, на которую мало обращают внимание. Возрождая древность, поэтико-философская мысль через голову средневекового возвращалась к раннему, античному христианству.
Петрарка дает отповедь "старцам святой жизни", советовавшим ему и Боккаччо оставить литературные занятия ради одной заботы о будущей жизни и о спасении души: "Спрашивается... Христос ли источник (этих советов) или кто другой прикрылся именем Христовым... чтобы поверили в его вымысел... Возможно, и ровен, но низменен путь через невежество к благочестию. Странничество всех и каждого свято, но заведомо славней то, что светлее, что выше, а потому с просвещенным благочестием не сравнится никакая деревенская простота. И какой бы святости человека ты ни назвал мне из числа необразованных, из противоположного множества я представлю тебе еще более святого" (Старч. I 5).
Высказываясь так резко, поэт может, благодаря наизусть знакомому ему Августину, не бояться цензуры официальной Церкви.
В ответ на призыв учеников старца святой жизни Петра Сиенского оставить поэзию ради молитвы и покаяния Петрарка спокойно отвечал: "Многое, что делается из тупости и малодушия, приписывают основательности и благоразумию; люди часто начинают считать ничтожными вещи, в которых отчаялись сами; невежеству свойственно презирать все, чему оно не сумело научиться" (Старч. I 5)

Западная Церковь за все два тысячелетия своего существования едва ли была так чревата всеобъемлющей перестройкой, как с начала 14 по начало 16 века. Реформация и контрреформация оказались в этом смысле срывом, перечеркнувшим назревавшие в недрах христианства возможности. Римское католичество было стабилизировано Реформацией за счет утраты им культурной и исторической энергии.