Санкт-Петербург, 22 года после ГКЧП

Санкт-Петербург, 22 года после ГКЧП

Бывшие депутаты о заслугах и ошибках демократов 

Анна Плотникова
Это выступление, транслировавшееся по тогдашнему ленинградскому телевидению, увидели миллионы зрителей по всей стране, вспоминает Юлий Рыбаков.

«После победы нужно было провести люстрацию»

Председатель комиссии Петросовета по свободе слова и средствам массовой информации Юрий Вдовин вспоминает, что в августе 1991 года он был убежден, что противники ГКЧП сражаются за правое дело. И это чувство не покинуло его и по прошествии 22 лет. «Я как считал тогда, что мы должны защитить нарождающуюся в России демократию, так и сейчас в этом твердо убежден. Мы должны были попытаться защитить [демократию], и мне кажется, что тогда нам это удалось», – говорит он.

Главной ошибкой демократов начала 1990-х годов, по мнению Вдовина, был отказ от проведения люстрации для сотрудников КГБ и чиновников партийно-хозяйственной номенклатуры. «Не нужно было сводить с ними счеты, пусть бы они занимались чем угодно, только они не должны были занимать ответственных постов во власти. А эти ребята привыкли к всякого рода интрижкам, и именно они способствовали развалу демократического движения», – отмечает бывший депутат.

Вместе с тем Юрий Вдовин не разделяет бытующие в среде демократов утверждения, что нынешняя ситуация в стране ничем не отличается от времен так называемого «застоя». «Люди сейчас могут ездить, куда захотят. Да и информационное пространство при всех удушениях свободы слова теперь совершенно не такое: есть Интернет, есть возможность общаться на каком-то другом уровне без опасения, что тебя отправят в тюрьму», – подчеркивает он.

Юрий Вдовин убежден, что демократические тенденции в России неизбежно одержат верх, правда, до этого может пройти еще немало времени. С этим согласен и Юлий Рыбаков, который отмечает, что генетическая память о долгих десятилетиях несвободы мешает россиянам быстро перейти к современным стандартам демократии. «Это – процесс долгий. Но то, что тогда, в августе 91-го, мы не позволили себя одолеть – это, конечно, хорошо. И это показывает, что у нас все-таки есть шанс», – считает правозащитник.

«Чем все закончится – пока неизвестно»

Однако у многих из тех, кто собрался на Исаакиевской площади в 22-ю годовщину попытки государственного переворота силами гэкачепистов, настроение было более пессимистическое. Леонид Романков, бывший тогда депутатом Петросовета, считает, что нынешнюю ситуацию можно назвать реализацией планов путчистов, только без социализма. «Воровство, коррупция, кумовство, обкрадывание народа, – это то, что мы имеем сейчас. Просто люди предпочитают об этом не вспоминать, чтобы не было излишних ассоциаций», – говорит Романков.

Борис Моисеев, который во время путча был заместителем председателя Петросовета, тоже считает, что Россия мало продвинулась по пути развития демократии. «Мы сделали такую же страну, как до перестройки, только более медленно. И, к сожалению, наши друзья демократы, в том числе и бывшие депутаты городского совета, приложили руку к тому, чтобы случилось то, что случилось. И чем все это закончится, пока неизвестно», – печально констатирует Моисеев.

Впрочем, к поддержавшим их 22 года назад горожанам бывшие депутаты относятся с уважением и благодарностью. «Разумеется, мы чувствовали поддержку тех, кто собрался тогда на Исаакиевской площади, на Невском проспекте и во многих других местах, – вспоминает член комиссии по продовольствию Петросовета Алексей Решетов. – Именно эти люди, собравшиеся здесь в ночь с 20-го на 21 августа, в конечном итоге, не допустили того, чтобы в Петербург вошли танки, как это случилось в Москве».

Один из тех, кто вышел тогда защищать Петросовет, принес 22 года спустя на Исаакиевскую площадь самодельный транспарант. На нем были помещены снимки городских площадей в августе 1991 года, заполненные десятками тысяч петербуржцев. А сверху – надпись: «Мы еще помним напряженность трех дней того далекого августа. Поэтому сегодня мы здесь. А вы?».