Преображение
На модерации
Отложенный
Из книги "Комментарии к евангелию от Матфея"
Глава 17
1-5. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
Преображение. Еще одно важнейшее событие на Пути Иисуса – грандиозный этап и грандиозный успех на Восхождении к Свету. Что же произошло, что увидели Петр, Иаков и Иоанн? А произошла важнейшая трансформация души Иисуса:его сознание впервые ПРОИЗВОЛЬНО, то есть по его собственной воле, поднялось к слиянию с Божественным. Он не просто увидел Божественное внутри себя и через себя – свою Божественность, свое Сыновство, своего Христа, но он впервые сделал это по своей воле: это не случилось с ним, а он сам преобразил всю свою душу, весь свой психический состав в Высший Психический Свет.
Этот-то Свет и увидели ученики. Он, этот Свет, вообще, хорошо заметен посторонним (даже если они и не отличаются большой чувствительностью), когда им посчастливиться встретить человека «в Духе», человека, который Светится – добротой, мудростью, святость, в общем, – Светом. Человек в таком состоянии, в самом деле, соединен, точнее сказать – слит с Высшим Миром и его обитателями (хотя о раздельном существовании этих обитателей можно говорить только условно) и потому может беседовать и с «Моисеем», и с «Илией», а точнее с Теми, кто в своей земной жизни были Моисеем и Ильей.
Еще раз. Конечно, и до Преображения Иисус знал и о Высшем Мире, и о своем предназначении.
Он поднимался Туда постоянно (и когда учил, и когда лечил). Но слово «поднимался» здесь не совсем точное – гораздо точнее, «Что-то его Туда поднимало» так же, как хотя бы раз в жизни то же Что-то поднимало туда каждого, кто сможет понять эти строки. Но есть большая разница между мячиком, который кто-то подбрасывает вверх, и воздушным шариком, который взлетает вверх сам. Большое счастье и большая удача стать «мячиком» в доброй Руке. Но это не конец пути: «мячику» предстоит преобразовать себя в «шарик», утончив и грубые («резиновые») оболочки своей души, и ее внутренний («воздушный») состав. Такое преобразование тоже далеко не конец Пути, но это очень важный этап, через который необходимо пройти: преобразовать постоянные связи с Высшим в произвольные.
6-9. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Точно так же, как по своему желанию Иисус поднялся Наверх, точно так же он и спускается, чтобы продолжить свою земную работу. Но преждевременная огласка может ему помешать, создать ненужные препятствия или, наоборот, ускорить ход событий. Отсюда и запрет ученикам рассказывать о Преображении.
Мы не знаем, конечно, насколько этот рассказ точен биографически – было ли это, действительно одно событие, свидетелями которого стали три ученика, или же этот рассказ обобщает многие подобные превращения Иисуса в Свет, но нам и нет необходимости в знании подобных деталей. Важно понимать, что безотносительно к его биографической точности рассказ о Преображении точен психологически, он рисует психологически достоверную картину и готовит нас к пониманию того, что произошло позднее на кресте.
Комментарии