Подлежит изъятию, или В шесть утра – и на выход с вещами?

Законопроект «О сохранении исторического центра Санкт-Петербурга» могут принять без учета мнения жителей

Штаб революции – Смольный

В городе двух революций назревает третья – связанная с правами жильцов и собственников зданий исторического центра. Штаб революции – Смольный, из недр которого вышел программный документ: проект федерального закона «О сохранении исторического центра Санкт-Петербурга». Местным законодателям обсуждать его не по рангу – документ федерального значения будут обсуждать депутаты Госдумы.

Читателям «ВП» уже не требуется напоминать о перипетиях масштабной программы реконструкции исторического центра, запланированной к осуществлению до 2018 года. Программа должна начаться с двух территорий – «Конюшенной» и «Северной Коломны – Новой Голландии». Ее финансовая составляющая – 300 миллиардов рублей и выше. В зоне охвата – более 400 жилых домов. Жильцам центра подготовлен маневренный и постоянный жилой фонд от Лиговки до окраин Петергофа (см. «ВП» за 4 февраля 2013 года «Из центра – в астрономические дали»).

Каким порядком будет производиться переселение народа? Уговорами в процессе поквартирно-индивидуального обхода, поясняли еще весной чиновники. Добавляя, что юридические нюансы беспрецедентного по размаху дела будут внесены к осени в Госдуму в виде законопроекта. В июле комитет по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПиСП) Смольного официально доложил, что работа над подготовкой проекта завершена. К августу этот кулуарный документ смогли раздобыть те, кому не по чину его обсуждать: депутаты Законодательного собрания города. И теперь заявляют: необходимо провести общественное обсуждение этого важнейшего законопроекта. Вопросы расселения и гарантий возвращения жильцов в свои квартиры не должны решаться без учета мнения жителей.

Штрафы за воспрепятствование

Итак, о наиболее взрывоопасных моментах – в смысле народных волнений, которыми может сопровождаться эта четвертая революция на Неве. Постановке зданий на реконструкцию будет предшествовать их обследование. Чиновники еще весной предсказывали, что наша публика может и отказаться пускать исследователей на территорию своей неприкосновенной частной собственности. Законопроект решает этот нюанс так: за две недели до обследования помещения исполнительные власти направляют собственнику уведомление: «Уведомление о проведении обследования помещения должно содержать дату и время проведения обследования. Проведение обследования помещений в ночное время (с 22 часов до 6 часов) и выходные дни не допускается».

Получит собственник это уведомление или нет, но собственники объектов недвижимости обязаны обследованию не препятствовать: «Воспрепятствование осуществлению обследования объектов недвижимости, расположенных на территории исторического центра Санкт-Петербурга, в целях обеспечения физической сохранности исторического центра Санкт-Петербурга является основанием для привлечения к административной ответственности». То есть авторы законопроекта предлагают штрафовать тех, кто не пустит на порог уполномоченных на обследование, приди они даже в законный интервал с шести утра до десяти вечера.

Капремонт оплатят собственники

Далее от собственников потребуют явки на общие собрания – если власти сочтут, что их недвижимость нуждается в кардинальных переменах: «В случае обнаружения по результатам проведенного обследования многоквартирного дома оснований для проведения капитального ремонта, реконструкции или сноса уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга в десятидневный срок после проведения обследования направляет уведомление собственникам помещений в многоквартирном доме о необходимости проведения общего собрания в целях принятия решения о проведении капитального ремонта, реконструкции или сноса».

Получив уведомление, собственники получают 15 суток на то, чтобы свистать всех наверх – собирать народ.

В пятнадцатидневный срок после получения уведомления они обязаны «провести общее собрание и принять решение о проведении и финансировании капитального ремонта, реконструкции многоквартирного дома или работ по сохранению объекта культурного наследия».

Законопроект, конечно, подтверждает то, что и так известно по закону: «Снос объектов культурного наследия (памятников, ансамблей) запрещается».

Если собственники не соберутся, а собравшись, никакого решения о добровольном финансировании капремонта не примут и договор на капремонт ни с кем заключать не станут, их многоквартирный дом включается в программу сохранения исторического центра Санкт-Петербурга. Финансирование капремонта будет осуществляется за счет средств бюджета города, а также «собственников нежилых помещений многоквартирного дома соразмерно площади указанных помещений». То есть в квитанциях суммы за капремонт им выставят.

Варианты выселения

О выселении собственников из реконструированных домов: в законопроекте на этот счет предусмотрены три варианта. Первый – временное размещение в маневренном фонде с последующим возвращением. Второй – предоставление в собственность другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Третий – выплата выкупной цены жилого помещения по рыночной стоимости плюс возмещение хлопот и убытков, связанных «с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами».

Фигурирует в законопроекте и понятие изъятия собственности – в статье «Особенности проведения реконструкции или сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными». Если многоквартирный аварийный дом включен в программу сохранения исторического центра и собственники помещений не снесли его или не реконструировали «в разумный срок, не превышающий одного года с момента предъявления требования», недвижимость и земельный участок, на которой она стоит, отходит в государственную собственность Санкт-Петербурга. «Подлежит изъятию каждое жилое помещение в данном многоквартирном доме», – гласит законопроект.

Реквизиция образа жизни

А теперь представим, как может выглядеть реализация закона, будь он принят думцами. Живет человек в хоромах с лепниной где-нибудь на Миллионной. У него рояль в гостиной и стеллажи букинистики в коридоре до потолка. Квартира от предков досталась или купил, не важно. Кто купил, тот вложился в ремонт, наверняка равный половине стоимости квартиры, если не всей. И тут в один черный день этому человеку в 6 утра звонок в дверь: намек на то, что пора со всем домашним скарбом на выход. Уведомления, штрафы, явки на собрания, как при советской власти, затем пара-тройка лет жизни на нескольких метрах (по социальной норме) маневренного фонда где-нибудь на Лиговке, затем еще выкупать по рыночной цене излишки жилплощади, коли образуются добавочные сантиметры в ходе капремонта... Ни одни нервы такое не выдержат! Следует ожидать, что собственники не будут в восторге от предстоящей реквизиции удобств жизни.

Даже первичный анализ закона, который провели некоторые эксперты, например сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов и заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский, показал: в законопроекте заложено немало противоречий. Сейчас свои заключения готовят другие эксперты, из градозащитного сообщества. Критики законопроекта говорят, что новые правила приведут к выселению петербуржцев из центра. Однозначно не смогут вернуться в свои дома те, кто живет в них по социальному найму. На этой категории петербуржцев законопроект даже не сосредотачивается.

Алла Репина