В сети у «Денег»

Финансирование Навального предсказуемо оказалось его «ахиллесовой пятой». Вокруг финансирования избирательной компании кандидата в мэры Москвы Алексея Навального ожидаемо возник скандал. Ожидаемо, потому что медийный образ «народного блогера» и реальный персонаж, стоящий за ним, бесконечно далеки друг от друга.

Начиная со стажировки в американском Йеле, а может и ранее персонаж этот при помощи самых разных технологий был всё ближе пододвигаем к переднему краю «несистемной оппозиции». Двигали от неизбежности – «политические уродцы», вроде вчистую дискредитировавших себя немцовых и хакамад, больше никогда не смогут рассчитывать на поддержку в России.

Дабы «приукрасить» серость и природный примитивизм персонажа ему дозволено многое, если не всё из арсенала поведения, «нерукопожатного» в либеральной среде. Он и «националист», он и непримиримый борец с мигрантами, и, одновременно, как недавно выяснилось, хвалящий Брежнева левый популист.

Это, разумеется, для избирателя. На самом деле Навальный – обыкновенный стяжатель, который измучен комплексом неполноценности. Ощущение неполноценности, от которого он, очевидно, много страдал и бросился-таки в политической омут, может иметь вполне банальную причину.

При всей своей жадности (подтверждение – дело «Кировлеса») Навальный оказался в стороне от большого бизнеса. Хотя и лихорадочно пытается в него проникнуть: достаточно вспомнить «Аэрофлот». Таким, как он, трудно ощутить жизненный комфорт, когда страсть к большим деньгам заставляет завидовать, добиваться влияния, ненавидеть, словом, делать всё то, на что обычно способно ущербное сознание несостоявшегося нувориша.

Совсем не случайно всплывают то и дело связанные с его именем сюжеты с «неправильными» деньгами. По сути, мутные истории должны были бы перечеркнуть политические надежды «оппозиционера», но пользуясь тем, что «несистемным» ставку больше делать не на кого, Навальный привык к тому, что «финансовые дрязги» соратники прощают ему столь же легко, как и «идеологические выверты».

Блогер и те, кто за ним стоит, рассчитывают, конечно, на доверчивость избирателя. Которому «разрыв» между имиджем «борца с коррупцией» и его реальным наполнением как бы «по барабану». И всё же, к некоторым вещам в России, к счастью, до сих пор неравнодушны. У нас не любят тех, кто ругает свою страну за рубежом, а ещё больше тех, кто берёт за границей деньги за эту ругань.

По заявлению генпрокуратуры «в ходе проверки подтверждаются сведения об иностранном финансировании избирательной кампании А. Навального. В частности, установлено, что через электронную платёжную систему «Яндекс-деньги» свыше 300 иностранных юридических и физических лиц, а также анонимных жертвователей из 46 стран мира (в том числе США, Финляндии, Великобритании, Швейцарии, Канады) с 347 IP-адресов направили в электронные кошельки А. Навального и членов его предвыборного штаба Н. Н. Ляскина, К. С. Янкаускаса и В. Л. Ашуркова деньги на избирательную кампанию».

ГП уточнила, что по закону запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды иностранным государствам и иностранным организациям, иностранным гражданам, анонимным жертвователям.

Оправдания коллег Навального и его самого, а также спикера «Яндекс.Деньги» прозвучали. Но они были скорее эмоциональными, чем убедительными. Так, сотоварищи «болотного вождя» сначала сказали, что электронный кошелёк в «Яндексе» вовсе не предназначен для ведения избирательной кампании. Потом появилась информация, что деньги из-за границы перечисляли россияне, проводившие свои отпуска в упомянутых выше странах. Занимательная картина: едет кто-то в отпуск, а в ходе путешествия только и думает, как бы перечислить с карточки деньги в чей-то избирательный фонд.

Интересны и другие факты. Согласно опубликованным данным, наиболее крупные пожертвования кандидату с Болотной сделали люди в возрасте 60–65 лет. В основном пенсионеры переводили на «Яндекс.Кошелёк» оппозиционера сумму порядка 6,5 тыс. руб. Если брать провинциальных пенсионеров, почти всю пенсию. То есть непонятно, как после этого люди обеспечивали себе физиологический минимум (не то, что энергетический баланс, позволяющий участвовать в делах политических).

Как заявил член Центризбиркома России Денис Паньшин, если иностранное финансирование избирательной кампании Алексея Навального будет доказано, его могут снять с выборов. Работник ЦИК подчеркнул: «Это нарушение нормы законодательства, потому что финансирование кампании от иностранных граждан, иностранных организаций просто недопустимо российским законом».

Тем временем «левый либерал-националист»-блогер уходит и от других серьёзных вопросов. И если в случае с финансированием из-за границы предпочитает огрызаться, то с другими «неудобными вопрошающими» у него разговор короче. Так, во время встречи кандидата с избирателями в Митино, некто Александр Куркин пытался задать Навальному вопрос о пересмотре итогов приватизации. Однако охранники «народного кандидата» стащили Куркина со сцены, «попинали» и вытолкали взашей. В своём Twitter Навальный назвал автора вопроса «дурачком с бумажкой»…

Не правда ли, в подобной трактовке либеральных ценностей слишком остро чувствуется необольшевистский дух?

«Наши попытки задать вопросы Навальному ни разу не увенчались успехом», – говорит Куркин в видеообращении к Навальному, записанном после инцидента. «Мы в очередной раз убедились, какие вы либералы. Алексей, почему вы постоянно уходите от ответа на вопрос, будут ли пересмотрены итоги приватизации?» – подчеркнул он.

Причина «постоянного ухода» ясна. Всё более очевидно, что за угрюмой фигурой Навального стоят не только зарубежные, но и те олигархические структуры, что недовольны своей нынешней «равноудалённостью» от власти. Всякое негативное упоминание «ваучерной приватизации», когда в ходе залоговых аукционов к ним попала собственность государства, для подобных «спонсоров протеста» неприемлема.

Вот и крутится Лёша «Кировлес» на виду у всех, делая одну за другой ложные гримасы. Не настала ли пора с помощью прямого и неукоснительного следованию закону прервать этот затянувшийся фарс?