Сопоставление Эль Греко и Сальвадора Дали в одной комнате

На модерации Отложенный Верней, в музейном зале.


Вслед за новостью о целой выставке, посвященной тому, как Пикассо черпал у Эль Греко, появился еще один проект похожего типа, правда, более камерный. На этот раз рядом повесили два "Распятия" двух великих испанских художников (все-таки поразительно, насколько критский эмигрант оказался органичен национальному духу).

Больше всего из этих двух картин известна работа Дали, из-за своей запоминающейся иконографии. Распятый Христос изображен здесь с необычного ракурса, так, как будто на него сверху смотрит Бог-Отец. Это видение, случившееся в 16 веке у испанского святого Хуана де ла Крус (Иоанна святого Креста), оно очень вдохновило Дали.

 


Итак, на днях картина Дали «Христос Святого Иоанна Креста» (1951), принадлежащая музею Кельвингроу (Глазго) прибыла на выставку в Испанскую галерею в Бишоп-Окленде.

Прибытие картины на выставку
 

Здесь эта картина ХХ века выставлена рядом с "Распятием" кисти Эль Греко, приобретенным Испанской галереей в 2015 году за 2,5 млн. фунтов. Этот художник написал десятка два картин на эту тему, однако в Великобритании его работы редкость.

FW6yA0rXoAEWnuu.jpg

Выставка под названием "Dali / El Greco: Christ on the Cross" продлится до 4 декабря 2022 года.


Пресс-релиз гласит: Разделенные почти 350 годами, оба художника были радикальными и новаторскими в свое время: Эль Греко с его выразительным использованием гипертрофированных форм и нереалистичных цвета, а Дали с его сказочными композициями, при этом донельзя детализированными.

Обе картины имеют в качестве фона пейзажи, основанные на местах, где жили и работали художники, от зелени Толедо до прибрежного фона Портльлигата. Однако на этом, помимо сюжета, сходство между ними заканчивается, поскольку каждый художник предлагает глубоко противоположные взгляды на тему.

 

Эль Греко изображает Христа как реального, живого человека -- яркая кровь и бледное лицо, использование преувеличенных форм и драматические контрасты света говорят о переживании им смертных страданий. Его картина заставляет зрителя столкнуться лицом к лицу с болью Христа. Дали, напротив, изображает собой красивую, но в буквальном смысле обезличенную фигуру, рассматриваемую с высоты. Это подчеркивает его роль именно Сына Божьего и масштаб его жертвы.