В России все главное пишут «мелким шрифтом»

Население огромной страны при полном попустительстве властей становится жертвой мошенников

 Крик души обманутого банкира Олега Тинькова: «Про воронежца, по мнению наших юристов он не 24 миллиона, а реальные 4 года замошеничество получит. теперь это дело принципа для @tcsbank («ТинькоффКредитные системы»)» (орфография О.Тинькова).

 Эта фраза, как принято говорить в таких случаях, взорвала российский интернет, а заодно и все средства массовой информации.

 Даже издания «Ведомости» и «Коммерсант» вкратце изложили суть финансового противостояния между доселе безвестным менеджером по продажам сантехнического оборудования из Воронежа Дмитрием Агарковым и ярким, удачливым банкиром, который с состоянием в 700 миллионов долларов, по версии Forbes, находится на 151 месте в списке российских богачей.

 В интервью порталу Slon.ru Агарков подробно изложил суть своей «аферы». Как он с помощью сканера изменил присланную ему банком «Тинькофф Кредитные системы» анкету-предложение. Это исправление, каким-то чудом не замеченное банковскими служащими,позволило Агаркову не платить грабительские проценты, изложенные пресловутым «мелким шрифтом», и даже потребовать от банка солидную компенсацию.

 Суд первой инстанции признал правоту Агаркова, но после угроз Тинькова посадить его за мошенничество на 4 года, воронежский правдоискатель решил покинуть Россию, совершенно справедливо опасаясь судебной или криминальной расправы.

 Многочисленные комментарии к статьям об этом удивительном противостоянии показывают, что большинство читателей на стороне Агаркова. Он, конечно, не Робин Гуд, но, возможно, первый человек, который в борьбе с противником успешно воспользовался его же оружием - мелким шрифтом.

 Проблема составления разного рода договоров: кредитных, финансовых, страховых, в которых большая часть важных условий загоняется в самый конец документа и пишется таким мелким кеглем, что текст можно разглядеть только в микроскоп, существует давно.

 Составляются такие сомнительные договоры только между какой-либо компанией и рядовыми гражданами, не искушенными в юридических тонкостях. Обмануть коллег по бизнесу так не получится. У каждой солидной конторы есть свой штат юристов, которые знают все тонкости этой процедуры. А вот «лохов» с улицы почему бы и не нагреть?...   

 Дмитрий Агарков в своем интервью утверждает, что решился на опасную игру только для того, чтобы наказать банк, который в рекламных буклетах предлагает кредит за 12% годовых, а тексте договора «зашивает» 45% годовых. То есть, по мнению Агаркова, «Тинькофф Кредитные системы» держит людей за дураков.   

 Этот прием, конечно же, не эксклюзивное изобретение Олега Тинькова. Точно также на протяжении последних 10-12 лет работают десятки других российских банков. За это время на удочку жуликов попались миллионы наших сограждан.

 Знают об этой вопиющей несправедливости и во властных верхах. Неделю назад Владимир Путин встречался с руководителем Сбербанка Германом Грефом и первым начал разговор о «мелком шрифте».

 «Финансовые учреждения должны предоставлять свои продукты – особенно гражданам – таким образом, чтобы для получателей кредитов было изначально всё понятно, чтобы там не было каких-то закопанных вещей, которые люди изначально не видят: где-то в конце мелким шрифтом что-то написано, – а потом сталкиваются с реальными проблемами, к которым не готовы. Это и для людей плохо, и для финансовых учреждений», - заявил российский президент.

 На что Герман Греф ответил: «Сейчас совместно с Центральным банком мы пытаемся разработать специальный закон, который регулировал бы этот рынок, потому что действительно огромное количество комиссий зашивается в непрозрачные договоры. Иногда ставка по различного рода комиссиям достигает размера еще одной ставки по кредиту. И эту ситуацию нужно менять, особенно с учётом того, что, по нашим оценкам, сегодня закредитованность наших граждан уже достаточно велика, особенно по потребительским кредитам».

 Дмитрий Агарков, судя по всему, продвинутый пользователь Сети и наверняка знал об этом разговоре в Ново-Огарево. И, тем не менее, он все же собирается покинуть страну.

 В своем интервью воронежец обращает внимание на то, что Тиньков обещает посадить его на 4 года. «И у меня вопрос: а почему четыре года, а не один, не два и не три? То есть человек уже с кем-то переговорил, кому-то что-то дал и ему пообещали посадить меня на четыре года?», - задает Агарков вопрос.

 Зная реалии нашей судебной системы, можно предполагать, что Тинькову уже обещали посадить Агаркова именно на 4 года. Вполне вероятно. А вот вступится ли в этом случае за него российский президент - неизвестно.

 Стремление Агаркова уехать из России не выглядит как проявление трусости, нежелание отвечать за свои поступки или доказывать свою правоту. Просто он прекрасно понимает, что в конфликте с миллионером, за которым стоит отечественная судебная система, проиграет наверняка, даже если и не нарушал закон.

 Все схемы кредитования должны быть абсолютно прозрачными, ясными и понятными клиентам с самым разным уровнем экономического образования. Это аксиома. И сделать это надо на законодательном уровне, предусмотрев серьезные санкции за возможные нарушения, вплоть до отзыва банковской лицензии и уголовного преследования.

 Но у депутатов Госдумы другие проблемы. Обсуждаются законодательные инициативы об охране граждан от последствий употребления чеснока, от капающих на улице кондиционеров, о запрете на использование в автомобилях видеорегистраторов, а также о прекращении в стране спортивной и любительской охоты.

 О «мелком шрифте» - ни слова. И это понятно. Депутаты люди, как правило, не бедные. Если и кредитуются, то только за границей, где за подобное жульничество банкир любого уровня тут же сам загремит в тюрьму. А то, что происходит в родном Отечестве им, в общем-то, все равно. Проблемы не их уровня...

 Знает это и Олег Тиньков. Поэтому и пишет в своем твиттере: «Пора прекратить «алмазный сон» и грёзы про 24 миллиона). Никто ничего у нас не выиграет, это мечта разбогатеть). Так что доточите и спать :-)».

 Вам все понятно, господа российские заемщики?