Российского "солдата будущего" экипируют физики-ядерщики

На модерации Отложенный

В большинстве стран индивидуальные боевые комплекты разрабатываются по американскому образцу

Фонд перспективных исследований, созданный под патронажем вице-премьера и куратора российской оборонно-промышленной отрасли Дмитрия Рогозина, обозначил в качестве приоритета создание экипировки "солдата будущего".

"Сегодня среди военных специалистов преобладает мнение, что в будущем солдат должен выглядеть эдаким бронированным, вооруженным до зубов киборгом в экзоскелете. Мы придерживаемся другой концепции, которая предполагает максимально возможный в боевых условиях вывод человека за пределы зоны огневого поражения противника и наделение его функциями управления воюющими за него роботизированными устройствами", - сказал в интервью газете "Ведомости" представитель фонда.

Главным разработчиком и интегратором проекта станет подчиненный непосредственно правительству Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", который специализируется в первую очередь на ядерных исследованиях. На финансирование научно-исследовательских работ по программе "Солдат будущего" фонд выделяет 170 млн рублей.

"Фонд аккумулирует деньги, полученные из разных источников, а затем финансирует те проекты, которые консультативный орган фонда признает заслуживающими внимания. Сейчас идет работа по выстраиванию системы, чтобы гражданские организации, финансируемые фондом, и соответствующие организации минобороны двигались параллельно, дополняя друг друга, но без лишнего дублирования", - пояснил bbcrussian.com военный эксперт Илья Крамник.

Разработкой современных комплектов личного снаряжения военнослужащих занимаются все ведущие страны мира, но безусловным лидером в этом являются США.

"Сколько они таскают..."

Экипировка современного американского солдата включает в себя не только оружие, боеприпасы и униформу с бронежилетом, но и радиостанцию, портативный компьютер, видео и инфракрасную камеру, изображение от которых поступает на нашлемный дисплей, GPS-навигатор и систему управления вооружением.


Полевые испытания российской военной экипировки "Ратник" состоялись в декабре 2012 года

"Человеческий фактор в нынешних условиях становится все более важным", - говорит военный эксперт, шеф-редактор интернет-издания "Ежедневный журнал" Александр Гольц. - Для того, чтобы управлять этими сложными системами - компьютерами, беспилотниками и т.п., - человека надо долго учить, и поэтому стоимость его жизни возрастает многократно. Все страны стали заниматься экипировкой солдата, создавать системы максимальной защиты с тем, чтобы сохранить один из ценнейших элементов военной машины, то есть человека".

Общим недостатком высокотехнологичной солдатской экипировки является ненадежность источников питания, которые в реальных боевых условиях быстро разряжаются или выходят из строя, а также немалые габариты и вес - около 25 килограммов, а с учетом боекомплекта еще больше.

"Американцы в плане оснащения пехотинцев идут впереди России, - замечает Александр Гольц. - Но посмотрите, сколько они таскают на себе".
 
Российская военная экипировка "Ратник", которая впервые была представлена в 2011 году на авиасалоне МАКС, по своим техническим характеристикам сопоставима с западными образцами, а следовательно, имеет примерно те же достоинства и недостатки.
 

Человек-машина

Если в создании "Ратника" участвовали десятки российских оборонных предприятий, то финансируемой ФПИ разработкой технологий "солдата будущего" займутся уже гражданские организации - для России случай нетипичный. Но, как говорит Илья Крамник, это ничего не меняет.


В армии США боевые роботы применяются для разминирования и обеззараживания местности

"Пока что речь идет именно о научных исследованиях в прикладных областях, где возможности "Курчатовского института" и аффилированных с ним организаций могут оказаться более полезными, - полагает он. - На Западе многие научные учреждения и вузы принимали участие в военных исследованиях и получали нужный результат".

Но необходимо учитывать, что разрабатываемая в России, равно как и принятая на вооружение в странах НАТО военная экипировка по своим параметрам соответствуют, скорее, концепции "солдата настоящего", нежели даже ближайшего будущего.

"Прежде всего солдат ближайшего будущего должен обладать индивидуальной связью, мог позиционировать себя персонально, видеть на любых гаджетах все свое подразделение, рубеж и противника. Он должен обладать дистанционным оружием, у него должно быть на вооружении некоторое количество роботов. Уже сейчас используются роботы для разминирования", - напоминает Александр Гольц.

Солдат же образца 2060 года, по представлению Ильи Крамника, должен быть оснащен не только этим. "Вполне возможно, что стандартным признаком "солдата будущего" станет так называемый экзоскелет, то есть средство, позволяющее значительно увеличить мышечные усилия, чтобы человек с обычной спортивной подготовкой мог носить грузы на большое расстояние, поднимать огромные тяжести или просто часами выполнять монотонную работу", - считает Крамник.
 
"Исследования такого рода - создание экзоскелетов, автономных источников питания, способных работать сутки, полноценной системы тактического информирования и обмена информацией - это то, что необходимо делать на будущее", - уверен эксперт.
 
Но для начала России необходимо оснастить войска "Ратником". Ранее сообщалось, что этот комплект личного снаряжения начнет поступать на вооружение действующей армии с 2014 года, по завершении полевых испытаний и доработок.