Научно-призывной потенциал

На модерации Отложенный

Научно-призывной потенциал

 

Вялотекущая реформа армии преподнесла очередной неожиданный сюрприз. Казалось бы, после каракулевых ушанок от Юдашкина и вязнущей в лужах импортной боевой техники удивляться уже нечему. Ан нет, на сей раз реформаторы поразили всех немыслимым сочетанием концепций сокращения срока службы и сколковских инноваций. В армии РФ появились т.н. “научные роты”.

 

Заявлено, что служить в них должны талантливые выпускники технических вузов. Каждая такая чудо-рота закрепляется за профильными оборонными предприятиями и научно-исследовательскими институтами. В задачу военнообязанных титанов научной мысли будет якобы входить выполнение исследовательских работ по заказу Минобороны. Предполагается, что первая научная рота займется развитием и совершенствованием авиационных систем и технологий. Публике предлагают поверить в то, что эти “научные роты” будто бы станут эффективным социальным лифтом для молодых ученых, поскольку в них будет принудительно концентрироваться интеллектуальная элита российских вузов.

 

Что же собой представляют эти в высшей степени странные подразделения? В научные роты попадают студенты вузов с военными кафедрами. Притом, что ни к третьему, ни к пятому курсу невозможно определить, что представляет собой студент в научном отношении: то ли перед нами гений, то ли серая посредственность. Пока же в “научные роты” стремятся студенты, желающие служить в армии 9 месяцев вместо положенных 12-ти. Причем служить, как они думают, в непыльных условиях - вместо того, чтобы маршировать на плацу, куда приятнее, облачившись в белый халат, сидеть в лаборатории и с умным видом играть в “тетрис” на старом военном компьютере.

 

Теперь посмотрим, где появляются первые научные роты. Одни развернуты при Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина в Воронеже. Другие роты собираются создавать в Подмосковье при военных училищах и в Санкт-Петербурге при Военно-морской академии имени Кузнецова. Похоже, реформаторам невдомек, что военные академии и училища занимаются отнюдь не научными разработками, а прежде всего учебной работой и непосредственно с военно-промышленным комплексом и НИОКР военные академии не связаны. Нетрудно догадаться, чем станут заниматься в военных академиях бойцы “научных рот” – драить полы и чистить картошку. Максимально приближенная к науке их деятельность будет заключаться в уборке аудиторий или расстановке по полкам учебных пособий.

 

Пока первая научная рота насчитывает 35 человек. Однако не исключено, что со временем, когда вундеркинды валом повалят в армию, их придется сводить в научные полки или даже бригады. В этом случае академии и военные училища, а также некоторые НИИ Министерства обороны получат достаточное количество бесплатной рабсилы, способной круглый год худо-бедно выполнять функции по обслуживанию учебного процесса. Но к науке, и особенно к проведению научных и опытно-конструкторских работ в интересах оборонного ведомства это не будет иметь абсолютно никакого отношения. Хотя бы потому, что академии не в состоянии проводить кадровый отбор тех, кто нужен для научно-технических разработок и научно-исследовательских программ. И практически невозможно придумать способ, которым можно связать нелепые “научные роты” с конкретными нуждами военно-промышленного комплекса.