Парад речей в честь ЖКХ

В среду, 7 августа, в жилкоме состоялось первое публичное совещание Общественного совета по ЖКХ, который был создан по инициативе вице-губернатора Владимира Лавленцева. Корреспондент «Фонтанки», решивший узнать, как работает новая инстанция, с интересом наблюдал за настоящим парадом речей, в которых нашлось место и проблеме оплаты тепла от полотенцесушителей, и текущим бачкам унитазов, и менталитету наших граждан, и даже Леониду Ильичу Брежневу.

Общественный совет по ЖКХ при правительстве Петербурга был создан по инициативе вице-губернатора Владимира Лавленцева, пришедшего в Смольный совсем недавно. В июле прошло организационное собрание совета, а в среду, 7 августа, – первое публичное. В актовом зале здания жилищного комитета на площади Островского в центре огромного стола расположился сам Владимир Лавленцев, а рядом с ним – многочисленные общественники: председатель регионального профсоюза работников ЖКХ Нина Леонтьева, гендиректор СРО «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков (это СРО объединяет почти все крупнейшие управляющие компании города), председатель правления Ассоциации ЖСК и ТСЖ Петербурга Марина Акимова и еще несколько человек.

Впрочем, вначале собрание было совсем не похоже на свободную и неформальную встречу. К трибуне по очереди выходили профильные чиновники и докладывали, как были исполнены поручения, которые Владимир Лавленцев дал на организационном собрании совета в июле.

«Пункт пятый, поручение жилищному комитету, – зачитывал председатель ведомства Валерий Шиян протокол июльского совещания. – "Формировать повестку дня заседания совета на основании предложений членов совета". Я прошу членов совета направлять нам в письменном виде свои предложения. На их основании мы будем формировать повестку, но, естественно, согласовав ее с вице-губернатором Владимиром Лавленцевым».

Валерий Шиян говорил так официально, будто присутствует на мероприятии в Смольном, а вокруг Владимира Лавленцева сидят не представители жилищных организаций, а главы государств – членов «Большой двадцатки». «У меня просьба, – попросил своих подчиненных Владимир Лавленцев, когда Шиян покинул трибуну. – Говорите свободнее, общедоступным языком. У нас здесь не совещание, а неформальная встреча».

Следующий выступающий – глава комитета по энергетике Андрей Бондарчук – кивнул. А затем также углубился в протокол: «Хотел бы напомнить, что пункт семь звучит следующим образом: "Комитету по энергетике и инженерному обеспечению провести встречу с монополистами с целью рассмотрения вопроса об устранении «перетопа» и на следующем заседании Общественного совета представить предложения по недопущению «перетопа» в осенне-зимний период"». При этом, зачитав слово «перетоп», он специально оговорил, что оно взято в кавычки.

Не сделал скидки не неподготовленность публики к сложным жилищно-коммунальным терминам и председатель комитета по тарифам Дмитрий Коптин. Хотя проблема, о которой он рассказывал, касается тысяч горожан. Как уже сообщала «Фонтанка», в июле многие петербуржцы получили квитанции, в которых в графе «отопление» стояла сумма от 50 до 150 рублей. Хотя, согласно действующим правилам, оплачивать эту услугу нужно только в отопительный период. Однако ТСЖ и ЖСК, которые выставили такие платежки, говорят о том, что это тепло от полотенцесушителей, которое учитывает общедомовый счетчик.

Дмитрий Коптин в очередной раз посетовал, что эта проблема возникла из-за несовершенства федерального законодательства. «Я так и не понял из вашего выступления, – заметил Владимир Лавленцев, выслушав главу комитета по тарифам, – как мне поступить, если мне пришла квитанция, в которой в графе "отопление" стоит не ноль?»

«Нужно выяснить, на каких основаниях управляющая компания сделала это», – ответил Дмитрий Коптин.
«Выяснил, дальше что делать?»
«Если это предусмотрено договором управления или было общее собрание, на котором эта плата была одобрена, то действия управляющей компании легитимны. Не предусмотрено – значит, не легитимны. Но в целом данный вопрос в законодательстве пока не решен», – еще раз повторил глава комитета по тарифам.

После чиновников слово дали наконец и представителям общественных организаций.

Первой выступила председатель правления Ассоциации ЖСК и ТСЖ Петербурга Марина Акимова. Активистка жаловалась на вышеупомянутую проблему с полотенцесушителями, потом начала говорить о том, что теперь законодательно прописана верхняя планка платежа за общедомовые нужды, а все, что превышает эту планку, автоматически записывается в долги жилищников. Затем она перешла к перетопам, а от них – к вопросу об индивидуальных счетчиках.

«Два молодых человека сняли квартиру. Получили большой счет за холодную воду. Приходят к председателю ТСЖ с жалобой. Та поднимается в квартиру и слышит, что из бачка в унитаз постоянно течет вода, так как есть какая-то неисправность в сливной системе. "Вы слышите, у вас унитаз журчит?" – говорит она. "А что, эту воду счетчик тоже учитывает?" – удивляются те». В общей сложности Марина Акимова выступала около 15 минут.

После Марины Акимовой выступления посыпались, как из рога изобилия. Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов посетовал на то, что договоры жителей с управляющими компаниями регулируются законом «О защите прав потребителей», а договоры УК с поставщиками ресурсов – Гражданским кодексом. Заместитель председателя Комиссии по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО Даниил Афонин рассказал о том, как в 1990-е годы он впервые попал на остров Валаам. Тогда, по его словам, остров был в запустении, а электричество подавалось лишь на несколько часов.

«Прошло десятилетие, и сейчас это один и самых лучших архитектурных комплексов страны. Конечно, в Валаам вкладываются меценаты. Но дело не только в этом. Самое главное – это то, что целеполагание людей, которые там работают, находится за пределами материальной выгоды. Вы знаете, в Смольном я часто вижу людей, по отношению к которым у меня возникает жгучее желание: подойти, взять их за плечи, взглянуть в глаза и спросить: "Очнись! Ты зачем здесь находишься?"»

Выступление правозащитника все больше напоминало проповедь. «Нам нужно менять менталитет людей. Тем более если мы ходим изменить их отношение к сфере ЖКХ. Слово-то какое тяжелое – "ЖКХ"!» – заметил он. А затем добавил, что хотел бы поприсутствовать на заседаниях советов директоров государственных жилкомсервисов и обсуждении финансовой деятельности этих компаний.

Вскоре дискуссия спустилась с небес на крыши: к трибуне вышел блогер, основатель портала «Заливает.СПб» Федор Горожанко. Он рассказал, что за последний год он переправил в Смольный около 400 жалоб граждан на протечки, однако жилищный комитет, по его словам, в ответ присылал только «отписки».
«Ваше конкретное предложение?» – перебил его Владимир Лавленцев.
«Предложение следующее. Из этих 400 жалоб около 100 касаются крыш, на которых в 2012 году был выполнен капитальный ремонт. Мне кажется, что вам нужно сделать так, чтобы эти подрядчики больше не работали на кровлях и чтобы они провели гарантийные работы».
Валерий Шиян принялся защищать свое ведомство, говоря, что работа с жалобами граждан ведется активно. Между чиновников и блогером завязалась дискуссия, которая закончилась окриком Владимира Лавленцева: «По одному говорим!»

А финальную черту под этим парадом речей и мнений поставил директор Музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров. Он является также главой главного городского Общественного совета при правительстве, и его пригласили понаблюдать, как зарождается совет, посвященный самой проблемной сфере городского хозяйства. «Говорят, что в течение жизни мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом. И я вам скажу: построить дом в одиночку нельзя», – начал он свою речь.

Как и Марина Акимова, он также перескакивал с темы на тему: рассказал про то, как работает котельная рядом с его домом, предложил жилищному комитету проводить неожиданные учения – такие же, как проводит министр обороны Сергей Шойгу. А закончил как настоящий актер - слегка пародируя голос Леонида Брежнева, он произнес: «Успешного начала нового отопительного сезона, товарищи!»

К концу заседания Общественного совета Владимир Лавленцев выглядел грустным и усталым. Но следующее собрание все равно пообещал провести примерно через месяц.

Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»