Сон и сновидения

Чередование сна и бодрствования – необходимое условие жизнедеятельности человеческого организма. Мозг поддерживается в бодрствующем состоянии за счёт импульсов, поступающих от рецепторов тела. При прекращении или резком ограничении поступления афферентных импульсов в кору больших полушарий развивается сон.

   Для некоторых людей достаточно и половинной дозы сна. Такими людьми, к примеру, были Пётр I, Наполеон Бонапарт, Томас Эдисон и др.

   Сон – защитное приспособление организма, охраняющее его от чрезмерных раздражителей, и, дающее возможность восстановить работоспособность.

   Если вы спросите своих знакомых, какие они сны видят, возможно, есть такие, которые ответят: « Я никогда не вижу снов». Однако это не так. Исследователи следили за уснувшим человеком, и как только у него наступал быстрый сон, тут же будили и спрашивали, что он видел во сне. Разбуженный неизменно вспоминал сон и рассказывал о нём. И, действительно, когда смотришь на человека в фазе быстрого сна, можно сделать вывод, что спящий что-то переживает, у него учащается дыхание, изменяется сердцебиение, шевелятся руки и ноги, наблюдаются быстрые движения глаз, мышц лица. Исследователи предположили, что именно в такие моменты, уснувший человек видит сон. Так и оказалось.

   А стоило человека разбудить во время медленного сна, он уверял, что никаких снов не видел. Причина была простой – он уже забыл, пока длился медленный сон. За 6-8 часов сна медленный сон, продолжительностью 60-90 минут несколько раз сменяется быстрым – 10 минут. Таким образом, за ночь у нас бывает – пять «двадцатиминуток», когда мозг позволяет себе «погулять в стране сновидений».

   Неизменное появление сновидений, их регулярность, навели исследователей на мысль: а не являются ли они необходимостью организму? Что будет, если лишить человека возможности видеть сны? Сотни добровольцев были подвергнуты изучению во время сна. Людям давали возможность спать, но не позволяли видеть сны. Прежде всего, увеличилась частота сновидений – быстрый сон наступал через меньшие промежутки. Затем некоторое время спустя, у людей без сновидений появились неврозы – чувство страха, тревоги, напряжённости. А после того, как им снова позволили спать быстрым сном, он тянулся дольше, чем обычно, как будто организм снова навёрстывал упущенное.

Получается, что наши сновидения – это столь же необходимая работа мозга, как и обычная умственная деятельность. Сновидения нам нужны, как дыхание и пищеварение.

   Сон со сновидениями – это особое состояние организма, при котором мозг столь же интенсивно работает, как и при бодрствовании, только эта работа иначе организована и гораздо более засекречена природой. Во всяком случае, сейчас стало ясно: никак нельзя сказать, что во время сна мозг находится в пассивном состоянии.

   В сновидениях может отражаться предвидение заболеваний задолго до признания лечащим врачом, здесь нет никакой мистики. И это подтверждается хотя бы тем, что сроки предвидения «сна-диагноста» почти полностью совпадают с продолжительностью скрытого, или инкубационного периода заболевания. Мозг умеет чувствовать не только тончайшие процессы в организме человека, но и оценивать окружающую обстановку, моделировать возможный, наиболее вероятный исход ситуации. Так что, и в «пророческом» диагнозе, который ставит сам мозг, нет ничего сверх естественного. (Всё заложено в инструмент человеческого организма, достаточно прочитать физиологию человека, и провести параллели). При заболевании человека, мозг во сне, получив едва уловимый сигнал от заболевшего органа, вырабатывает свою ассоциативную картину, мы её и наблюдаем в виде сна. Заболевания сердца нередко вызывают кошмарные видения, они могут сопровождаться сильным чувством страха смерти. При сердечных заболеваниях может сниться падение в пропасть, или обрыв.

   Животные так же видят сны. Все хозяева своих питомцев могут наблюдать: и подёргивание лап, и поскуливание,  мяукание, и «борьбу» с «противником».

      Наши знания о мире сна необычайно расширяются. Признание и анализ Фрейдом снов, открытие связи между быстрыми движениями глаз и сновидениями, сделанные Азеринским и Клейтманом, продолжающаяся работа по исследованию химии мозга другими исследователями, гормональной активности во время сна – все эти важные открытия приближают нас к более глубокому пониманию физиологических и психологических механизмов сна. А так же, дают ключ к познанию взаимодействия сознания и подсознания, переходящего на уровень физического организма человека, где переход, является взаимодействием психологии, как науки, и социальной психологии.