Собрать нельзя помиловать

На модерации Отложенный

Иногда кажется, что российские власти играют с предпринимателями в «салки». С одной стороны принимают специальные программы, призванные стимулировать развитие малого бизнеса. И одновременно усиливает налоговую нагрузку. Уже сейчас можно сказать, что такие игры ни к чему хорошему привести не могут.

 

 

Взнос ужаса

Очень яркий пример – история с обязательными страховыми взносами. С первого января 2013 года был изменен порядок их расчета, что в результате привело к двукратному увеличению суммы для самозанятых лиц. Индивидуальный предприниматель, который работает без использования наемного труда, должен был заплатить государству вместо привычных семнадцати тысяч рублей почти тридцать шесть. Логика правительства была простой. Конечно, представители Минтруда говорили о некой социальной справедливости и приводили статистику, согласно который каждый наемный работник приносил взносами 122 тысячи рублей, а ИП всего десятую часть этой суммы. Но по факту требовалось просто повысить сборы Пенсионного фонда, который давно уже работает в состоянии хронического дефицита. В результате все получилось наоборот. Резкое ужесточение налоговой политики не только не привило к увеличениюпоступлений в Пенсионный фонд, но даже сократило их. Увеличивая сборы, власти совершенно упустили из вида возможности предпринимателей этот сбор платить. Ведь кто такие эти загадочные самозанятые люди? Это журналисты, программисты и фотографы, которые зачастую работают удаленно, это большая часть сферы обслуживания и торговли. Если для столицы такое увеличение не является таким уж проблемным, то вот по развитию малого бизнеса в провинции был нанесен очень чувствительный удар. Бегство ИП в тень началось еще в декабре 2012 года и продолжается и сейчас. По оценке экспертов уже почти 600 тысяч из них снялись с учета. Больше всего это затронуло провинцию: Кировская область, Чувашия, Удмуртская республика, Бурятия – стали лидерами по количеству закрывших ИП. Даже в правительстве уже поняли, что перегнули палку. В Совете Федерации уже прошло первое чтение законопроекта, который призван несколько уменьшить сумму обязательных страховых взносов. Окончательно закон будет принят уже в июле. Насколько это исправит ситуацию пока непонятно. Остались вопросы по самому законопроекту, да и вернуть предпринимателей уже ушедших в тень будет сложно.

Налоговый кнут

Ситуация со страховыми взносами это только часть общей картины. Очень часто к усилению налоговой нагрузки в первую очередь на малый бизнес могут привести меры, которые напрямую с ним не связаны. Например, правительство уже достаточно давно обсуждает идею практически полного отказа от наличных денег и обязательного декларирования расходов. Обычно эти меры идут в пакете антикоррупционного законодательства и власти как-то упускают из вида тот факт, что заденут они всех. В малом бизнесе большинство платежей проходит наличными. Парикмахер, конечно, может поставить POS-терминал и принимать исключительно карточку, но накладные расходы ведения его бизнеса сразу возрастут, а значит и так небольшая прибыль от такой деятельности еще больше уменьшится.

Это же касается адвокатов, журналистов и программистов. Обсуждается в последнее время и введение налога с продаж вместо НДС. Вопросов к этой идеи очень много, но почему-то совсем упускается из вида, как это повлияет на небольшие торговые предприятия и малый бизнес в целом. Самое очевидное – это внедрение ненавистных всем кассовых аппаратов и нового пакета дополнительной отчетности. Все это может разрушить небольшие предприятия даже быстрее, чем увеличение страховых взносов. Стоит еще также упомянуть возможность появления новых акцизов на бензин и запрета на продажу «табачки» в небольших торговых киосках. Все эти меры свидетельствуют о существовании довольно устойчивой тенденции к ужесточению налоговой нагрузки на бизнес. Очевидно, что главная причина этого – необходимость поиска дополнительных источников увеличения поступлений в Государственный бюджет и фонды. Вот только налоговый кнут, которым правительство периодически грозит предпринимателям, не способствует нормальному развитию малых предприятий. Естественная реакция предпринимателей на такие действия правительства – это уход в тень.

Услышать предпринимателя

Дело ни в какой-то особенной жадности предпринимателей. В частности те же ИП, которые стали в 2013 году массово исчезать в тумане теневой экономики, сделали это вынуждено. Они действительно могут работать и в тени, но когда-то сделали принципиальный выбор в пользу официальной регистрации. По сути, это был именно идеологический выбор людей, т.е. добровольное решение поделиться с государством части своих доходов. Добиться этого удалось благодаря тому, что бизнесмен поверил в государственную политику. Сейчас это доверие подорвано и только снижением взносов вряд ли удастся вернуть всех в «белый» бизнес. Малому бизнесу приходится работать в очень сложных условиях. Он развивается в условиях административных ограничений, практически без доступа к ресурсам, да и к тому же почти полностью бесправен. Можно долго говорить о важной социально роли этого бизнеса, о необходимости создания для него льготных условий, но реальность такова, что именно небольшие предприятия в первую очередь страдают от коррупции и экономических преступлений. В такой ситуации увеличение налоговой нагрузки может практически полностью их уничтожить. А останутся официально работать только те фирмы, которые участвуют во всяких оптимизационных схемах крупных корпораций. Вряд ли правительство хочет добиться именно этого. Очень важно не просто декларировать какие-то высокие цели, а реально услышать голос предпринимателей, узнать какие проблемы их действительно волнуют. И уж точно надо понимать, что решать сиюминутные проблемы наполнения Бюджета путем введения непродуманных мер, которые в результате полностью разрушают базу налогообложения – нельзя.