Комментарий к посту Михаила Хазина в ЖЖ

На модерации Отложенный

"...я нарисовал достаточно карикатурную картину ..."

С этим определением согласна. Вообще же сказанное о безответственности и приспособленчестве интеллигентов к истинно русской интеллигенции отношение имеет крайне слабое. Как раз русская интеллигенция всегда отличалась тем, что всюду - где надо и не надо - видела свою вину. Перед русским народом (по преимуществу), перед родиной и обществом, перед родными и близкими и пр. и пр., список можно продолжать до бесконечности. Вину за то, что чего-то недодала, чего-то не доделала, чего-то не успела.
Уж не помню кто дал такое определение русского интеллигента: интеллигент это тот, кто, когда несколько человек несут бревно, берётся за его толстый конец. Гипертрофированное чувство ответственности как раз и является отличительной чертой русского интеллигента .


А теперь буду называть вещи своими именами. Хотите - забрасывайте меня интернет-каменьями, всё равно без экивоков и реверансов выскажу то, что считаю нужным.


Классическая русская интеллигенция понесла большие потери после революции. Когда обеспеченная её часть эмигрировала (как тогда казалось, ненадолго), а из оставшихся чуть ли не большинство погибло. Причём есть сведения, что этот процесс шёл целенаправленно, именно в силу того, что из русского этноса надо было удалить наиболее развитых и наиболее совестливых, а в силу этого, наиболее ответственных и альтруистичных людей, что было чревато неприятностями для пришедших к власти на штыках матросов-морфинистов революционеров отнюдь не русской национальности. Совестливые и альтруистичные, даже будучи не самыми храбрыми, и жизнь могут положить за свои принципы. К тому же, народом, лишённым духовной и интеллектуальной составляющей, проще управлять.


На место русских старых интеллигентов пришли нерусские новые "интеллигенты", нахватавшиеся кое-где кое-каких знаний и апломба, по сути просто имитаторы. Не надо приводить мне примеры противоположного, это исключения, подтверждающие правила.

Именно по причине несостоятельности этих местечковых имитаторов и пришлось в результате привлекать к восстановлению страны старых спецов, поэтому какие-то традиции всё же были сохранены. Но в ситуации, когда эти хранители русской интеллигентской традиции были поражены в правах, когда их детям был закрыт путь в высшие учебные заведения, куда массой хлынули рабоче-крестьянские массы, понятия не имевшие о нравственном и культурном уровне настоящей интеллигенции, эти самые имитаторы и их отпрыски и в самом деле выглядели чуть ли не культурной элитой. И старые традиции русской интеллигенции постепенно выветривались и заменялись новым подходом к жизни. Этому способствовала и общая ситуация в стране, приведшая к тому, что выживали в основном трусы, приспособленцы и откровенные мерзавцы. Они и дали потомство. И передали ему свои представления о жизни и о том, сильно заниженном, уровне культуры и морали, который и стал определять тип современного "интеллигента". Но - простите - интеллигента не русского. Советского да, но не русского. По крови он, может быть, и русский. Но по духу, по нравственным критериям, по представлениям - нет.


Поэтому, уверена, надо говорить не о русской интеллигенции, а о советской и пост-советской. Русская, кстати, ещё тоже кое-где сохранилась. Вкраплениями, точечно, но внуки и правнуки тех старых русских интеллигентов (далеко не все), всё-таки могут быть отнесены к русской интеллигенции. Как и люди, не имеющие в своём родовом списке дореволюционных интеллигентов, но по своей нравственной природе не приемлющие приспособленчество и эгоистическую безответственность. Которым бывает стыдно слышать откровенную ложь. Которых коробит от грязного сквернословия. Которые не могут пройти мимо чужой боли и страданий, чувствуя их почти физически. Которые не могут жить только физическими удовольствиями, но которым нужна и пища для ума и души.


Интеллигентность всё-таки это скорее моральная категория, чем интеллектуальная или социальная.