География неблагонадёжности" и этнические депортации в царской Росси

На модерации Отложенный

География неблагонадёжности" и этнические депортации в царской России.

 
Российской Империи принадлежит «честь» многолетней научной и идеологической проработки вопросов депортации«неблагонадёжного» населения, как в случае войны, так и превентивной –в мирное время. Ответственной за это дисциплиной являлась «военнаястатистика» — традиционный предмет (и традиционно один из ведущихпредметов) в Академии Генерального Штаба. Её занимались ведущиероссийские военные статистики конца XIX века — В. А.Золотарев, вменьшей степени А.Макшеев и Н. Н. Обручев. Их доктрину можно назвать«географией неблагонадежности», исходя изгеографии распределения «благонадежного» и «неблагонадежного»населения, а также из их соотношения в конкретной местности решали,кого именно и в каком количестве надо выселить, чтобы усилить«благонадёжный» элемент а с кем можно и погодить. К благонадёжным,естественно отнесли славянское население (охранное отделение предлагало«за выключением фабрично-заводских рабочих»). К неблагонадёжным —поляков, кавказцев, евреев, народы Средней Азии, немцев, латышей(но не литовцев с эстонцами) и финнов.

По Золотарёву, градиент благонадежности падал от центра к окраинам Империи, допустимый «уголпадения» зависел от важности того или иного географического направления которое воспринималось как потенциальный фронт (направление театра военных действий). Это в обязательном порядке проходили все слушатели Военной академии— будущие командиры царской и, увы, Красной Армии.

Места скопления ненадежногонаселения фиксировались и контролировались. На случай войныдавались рекомендации по экстренному «исправлению» этого «положения»,особенно в приграничных районах. В качестве наиболее эффективныхсредств назывались взятие гражданских заложников, конфискацияили уничтожение имущества или скота, а также депортации попризнакам гражданской и этнической принадлежности.

В благонадёжных районахрусское население должно было составлять не меньше половины, а перед проведением скажем войсковой операции – не менее 2/3. А если несоставляет, так надобно довести выселением «чуждых элементов». Идоводили.

 

Под эту доктрину формировалисьспециальные карательные войсковые соединения, с систематическойсвирепостью подавлявшие в зародыше или в самом начале любые росткинедовольства или мятежа против русской колонизации окраин Империи, вчастности в Средней Азии, причем там крайней мерой были все же недепортации, а убийства гражданских лиц. Так, чтобырасчистить землю для русской колонизации Семиречья, проводившейся всоответствии со Столыпинской реформой, долю коренного населениясократили с 68% в 1906 г. до 20% в январе 1917. Одним из ответов наподобные акции стали известные Среднеазиатские восстания1916  г, одном из которых - восстанию АманельдыИманова - удалось ликвидировать власть монархии в Тургайском уездераньше чем в Петрограде.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Иманов,_%D0%90%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D 1%8B

Известная депортация евреев изМосквы в 1891 году (от которой Исаак Левитан прятался в Салтыковке),была лишь реализацией научно обоснованной военно-статистическойконцепции о еврейской избыточности в этом городе. Тем более этосправедливо по отношению к депортационным операциям на западной границеРоссии по ходу Первой мировой войны.

В 1914-1916 гг. депортации всвязи с военными действиями затронули около 1 млн. чел., половина изкоторых — евреи, а треть— немцы.

Ещё до официальногообъявления войны в ночь на 18 июля 1914 года (по ст. ст.),Российская империя начала аресты и высылки подданных двух родственныхимперий - Германии и Австро-Венгрии. А их было немало(в общей сложности не менее 330 тыс. чел.), уже десятками лет онипроживали в Петербурге, Москве, Одессе и Новороссии, на Волыни,в Польше и Прибалтике. Выселяли их в дальние внутренние районы (вчастности, в Вятскую, Вологодскую и Оренбургскую губ., а жителей Сибирии Приморья — в Якутскую обл.).  Ходил слух,что Николай II якобы подписал Указ о депортациив Сибирь всех российских немцев-колонистов. Этого не было, но идеясуществовала: громче других ее «озвучивало» созданное в августе 1914года Общество «За Россию».

Во второй половине 1915 годагеография высылки серьезно «посуровела»: зауральская часть Пермскойгуб., Тургайская обл. и Енисейская губ. Депортировали при этом нетолько «подозреваемых в шпионаже», но и вообще всех лиц призывноговозраста (чтобы предотвратить их вступление в ряды армий противника),причем не только немцев, австрийцев или венгров, но и поляков, евреев идр. Исключение делали чехам, сербам и русинам, давшим подписку «непредпринимать ничего вредного» против России. Особенно сурово обошлисьс немецким населением Волыни, летом 1915 года чуть ли не поголовновысланным в Сибирь.

Высылали за счет самихвысылаемых, а при отсутствии у них средств— по этапу, как осужденных.

 

На практике интернировали ивовсе без особого разбора, весь контингент именовался «гражданскимипленными». Высшей точкой этого беспредела стал приказ начальникаштаба Верховного Главнокомандующего генерала Н. Н. Янушкевича от 5 января 1915 года: очистить 100-верстную полосу вдольрусских берегов Балтийского моря от всех германских и австро-венгерскихподданных в возрасте от 17 до 60 лет, причем отказывавшиесяуезжать объявлялись немецкими шпионами.

Лишь некоторое время спустяпод давлением общественности и ряда отрицательных последствий, этирепрессии были несколько ослаблены, но только выборочно— главнымобразом для представителей славянских народов.

Выселялись и подданные Турции - по меньшей мере 10 тыс. чел., среди них немало икрымских татар. По данным С. Нелиповича, их высылали в Олонецкую,Воронежскую, Калужскую, Ярославскую и Казанскую губ., а по данным Э.Лора — в Рязанскую, Калужскую, Воронежскую и Тамбовскую, а также ив особенности в район Баку. Там для них создали «устрашающий посвоим условиям» лагерь на 5 тыс. чел.

Конечно, не минуло и евреев. В1914–1916 гг. по причине их якобы поголовной нелояльности с территорииПольши, Литвы и Белоруссии во внутренние губернии России было выселено250–350 тыс. евреев, причем на сборы им давалось всего лишь 24 часа. Заеще более короткое время оставляемые ими дома и лавки прилежноразграблялись местным населением. Забавно, что самый факт их выселенияне мешал военным взваливать на них же и ответственность за свои чистовоенные неудачи.

В начале августа 1914 года ивместе с местными немцами— было выселено еврейское население ЯновцаРадомской губ., чуть позже — население посада Рыки (по-видимому,той же губернии), Мышенца Ломжинской губ. и Новой АлександрииЛюблинской губ. (дважды— 23 августа и в начале сентября 1914 года). Воктябре все евреи были выселены из местечек Пясечна, Гродзиска иСкерневиц Варшавской губ.

Из Гродзиска было выселено4000 чел., включая 110-летнюю старуху.  Поздней имразрешили вернуться, но в январе 1915 года, вместе с еврейскимижителями еще приблизительно 40 поселений губернии, они были выселенывновь (причем, как в случае с жителями Сохачева, из их числа брались изаложники, некоторые из которых были повешены). В марте 1915 года,накануне еврейской пасхи, 500 семей было выселено из Радошиц Радомскойгуб., а также из гмины Мниеев Келецкого уезда. Большинство выселенныхпольских евреев устремлялось в Варшаву, где их скопилось до 80 тыс.чел., но впоследствии въезд в любые крупные города был для евреевзакрыт.

Однако все эти отдельныевыселения и бедствия, как отмечал С. Вермель, посвятивший им сериюобобщающих статей, «…бледнеют перед грандиозным массовым выселениемиз Ковенской и Курляндской губернии». 30 апреля 1915 года дляКурляндской и 3мая для Ковенской и частично для Сувалкской иГродненской губ. — ввиду быстрого наступления немецкой армии—последовали распоряжения русской военной администрации о немедленной ипоголовной депортации всех местных евреев.

 

 

Однако все эти отдельныевыселения и бедствия, как отмечал С. Вермель, посвятивший им сериюобобщающих статей, «…бледнеют перед грандиозным массовым выселениемиз Ковенской и Курляндской губернии». 30 апреля 1915 года дляКурляндской и 3мая для Ковенской и частично для Сувалкской иГродненской губ. — ввиду быстрого наступления немецкой армии—последовали распоряжения русской военной администрации о немедленной ипоголовной депортации всех местных евреев. Всего из Курляндиитогда было выселено около 40 тыс. чел., а изКовенской губ. — от 150 до 160 тыс. чел. Местами их новогопоселения были назначены отдельные уезды Полтавской, Екатеринославскойи Таврической губ.

Против выселения евреев изКурляндии протестовал Прибалтийский генерал-губернатор П. Г. Курлов,специально по этому вопросу ездивший в ставку Верховногоглавнокомандующего и убедивший его отменить свое распоряжение.

В ходе немецкого наступленияполномочия в вопросах высылки перешли к войсковым командирам, неимевшим ни желания, ни времени разбираться в этих вопросах: поэтомуфактические депортации могли инспирироваться даже второстепеннымичинами полиции или даже контрразведки. Творившиесяпри этом бесчинства описаны в статье «Август пятнадцатого»Г.Нипскероваhttp://scepsis.ru/library/id_1293.html.

В июне 1915 года выселениеевреев продолжилось, захватив уже юго-западный край — Подольскую иВолынскую губ. И все это— невзирая на то, что почти в каждой еврейскойсемье кто-нибудь да воевал на войне и что еврейскую молодежь,в том числе и из числа выселенцев, продолжали призывать вдействующую армию!

П.Полян. Не по своей воле. М.:ОГИ.

http://demoscope.ru/weekly/knigi/polian/polian_0-2.pdf

Отсюда хорошо видно, что в период сталинскоготермидора не было создано что-то нового по части репрессий.Расстрельные указы, принятые после убийства Кирова, берут начала отвоенно-полевых  судов «столыпинщины», депортациинародов – из вышеописанной практики. Также как и другие нововведениясталинской эпохи – погоны, военная форма для железнодорожников июристов, раздельное обучение, логика и психология впсевдогимназиях.