1988 год

«А помнишь, Миша, семьдесят второй.

И стадион, и сейшен в Лужниках….

Как двери вышибали головой,

Как фаны нас носили на руках…..»

 

            Лето одна тысяча девятьсот восемьдесят восьмого года…..Золотое лето советского футбола. Вспомните, золото на олимпиаде в Корее, Серебро на Евро в ФРГ. Это была лебединая песня советского футбола, которую он пропел более чем достойно…….

          В июне, сдав экзамены за третий курс, наша рота неожиданно оказался в числе участников официального визита Командующего Ленинградской Военно-морской базы, которая в те годы по статусу приравнивалась к флоту, адмирала Самойлова в Хельсинки. За удовольствие надо платить и мы была экстренно преобразованы в роту почетного караула. Была пошита специальная форма и начались тренировки с карабинами. Весь май и начало июня вместо подготовки к экзаменам, мы, стоя на плацу, каждый напротив своего зеркало проводили различного вида экзерции, а руководили экзекуциями офицеры с кафедры морской пехоты. Жаркое питерское солнце, проникая в колодец бывшего дворца Миниха, ехидно над нами посмеивалась, а за тяжелыми, восемнадцатого века кладками стен, бурлила счастливая, полураздетая жизнь. Выход в город был закрыт, всё свободное и несвободное время мы добивались синхронных движений рук, одетых в белые перчатки…

             Потом был переезд паромом в Кронштадт и посадка на учебный корабль «Смольный». Вместе с нами в столицу Финляндии направилось и гидрографическое судно «Иван Крузенштерн», на которое, к всеобщему негодованию, посадили штурманов и гидрографов, так и не подержавших в руках карабины.

           А потом была первая заграница…..Парк «Лиинамяки» и комната страха, в которой после прохода гидрографов в зубах скелетов остались тлеющие бычки и задорный мат, несущийся с русских горок.

Кока-Кола и журналы «Плейбой». Словом всё, чего нам так, наверное, не хватало в жизни, ограниченной тяжелыми стенами и железными воротами…….

           А по вечерам, собираясь в столовой команды, расположенной в носу «Смольного», мы смотрели футбол….Двадцать второго июня сборная СССР проводила полуфинальную игру с итальянцами. Жаль, конечно, что не с немцами, которые в другом полуфинале играли с голландцами, будущими чемпионами Европы. Было душно и жарко, маленький телевизор дал весьма смутное впечатление о проходящем на поле, тем более, что слева, справа, сверху и снизу игру комментировали все, кому не лень. Иллюминаторы были распахнуты настежь, но духота не выпускала из своих объятий и её горячий пот перемешивался с ледяным от переживаний. Финны, неспешно прогуливавшиеся вдоль набережной и с любопытством поглядывающие на советские корабли, в ужасе шарахались, слыша вопли, доносящиеся из самого нутра корабля. А когда в перерыв вся наша разномастная толпа вылезла наверх курить, не прерывая обсуждения, к трапу подошёл второй полицейский наряд. Думаю весь тихий и спокойный Хельсинки содрогнулся, когда в ворота итальянцев, во втором тайме влетели два мяча. Боже, что творилось. Это надо было видеть, скачущих и обнимающихся пацанов и с недоумением взирающих на них почтенных бюргеров…….

           Это было счастье, одно на всех, общее и бескорыстное……Боюсь, что последнее. Да, возможно, когда-нибудь, Россия выиграет чемпионат мира. Но объединит ли нас так эта победа, как та, в полуфинале? Разве можно забыть, как понявшие в чём дело финны, дружно скандировали вместе с нами «Победа!», то, как мы были одним целым, как верили и как ждали…….

           Прошло много лет и заграница уже не диковинка, да и Коку-колу можно купит в любом магазинчике. Любых мировых звёзд можно пригласить в российский чемпионат, были бы деньги, но мне, почему-то, всё чаще и чаще вспоминается тот полуфинал, июнь восемьдесят восьмого и учебный корабль «Смольный», стоящий напротив президентского дворца……..