Бешенство неоднократно предлагали использовать в качестве биологического оружия

Интересно, был ли осуществлён переход от теории к практике?

Люди боятся бешенства со времён античности. И некоторым мыслителям в разные исторические периоды приходило в голову использовать его в качестве оружия.

 

Нападение бешеной собаки. Средневековая гравюра на дереве.


Основные переносчики инфекции — домашние собаки, хотя болезнь можно подхватить и от диких животных: лисиц, летучих мышей и др. Бешенство почти всегда смертельно. 

Самое раннее упоминание о собачьем бешенстве относится примерно к 2000 году до н. э. На клинописных табличках Месопотамии сохранился закон, устанавливающий большой штраф для владельца собаки с признаками бешенства, которая кого-то укусила. По-видимому, вирус приобрёл способность передаваться человеку на Ближнем Востоке и в VI веке до н. э. добрался до Китая, чуть позже — до Европы: о нём писали Ксенофонт и Аристотель, многие средневековые авторы уделили внимание симптомам и течению страшной болезни (у животных это повышенная агрессивность, обильное слюнотечение, водобоязнь). 

В Греции бешенство появилось в V веке до н. э. «Лечили» его в древнем храме Афины в Рокке на острове Крит. Примерно в 200 году римский историк Элианписал об эксперименте, проведённом одним смелым врачом на мальчиках, которых покусали бешеные псы близ Рокки. Он прописал им токсичную желудочную кислоту морских коньков: она якобы должна была нейтрализовать «яд» бешеных собак. Именно этот принцип — подавление одного яда или патогена другим — лежит в основе современных вакцин, химиотерапии и европейского проекта VENOMICS, направленного на поиск новых ядов животного происхождения, которые могут пригодиться в медицине.

Увы, тот эксперимент не удался, и мальчики умерли. 

Элиан заметил, что ткань, укушенная бешеной собакой, пропитывается смертоносной слюной, и с её помощью можно заразить человека (действительно, вирус способен проникнуть в организм через открытую рану). Элиан первым на Западе обратил внимание на то, что этот «яд» можно использовать в качестве оружия. 

На Востоке это сделали ещё раньше. В индийском трактате «Артхашастра» (IV век до н. э.) его автор Каутилья описывает несколько способов изготовления ядовитых стрел. Например, он предлагает смешать несколько токсинов с кровью ондатры. «Тот, в кого попадёт стрела, укусит десять своих товарищей, и каждый из них, в свою очередь, укусит ещё десять». Из этих слов мы делаем вывод, что в Индии переносчиками бешенства считались не собаки, а мускусные крысы. 

Другой рецепт гласит: «Кровь человека и козы приводит к кусачему безумию». Возможно, козы заболевали бешенством от укусов диких животных. 


Персонажа греческой мифологии Актеона разорвали его собственные собаки.


Две тысячи лет спустя — на рубеже XV и XVI столетий — идею возродил Леонардо да Винчи, который предлагал начинять артиллерийские снаряды серой, мышьяком, ядом тарантулов и жаб, а также слюной бешеных собак. 

В середине XVII века подобным образом развлекался польский генерал Казимир Семенович: давайте, мол, забрасывать врага стеклянными или глиняными шарами с этой слюной. Эффективность подобного оружия сомнительна. То, что творилось в головах таких изобретателей, — вот что пугает. 

Подготовлено по материалам io9.