У нас была революционная обстановка! Люди готовы были бастовать

В день, когда во всей стране бастовали рынки, заведующий магазина «Парничок» на ул. Чечота в Минске пожаловался корреспонденту «БелГазеты» Наталье Провалинской, что «Парничок» тоже на грани забастовки «из-за нищенских зарплат». Однако на месте ситуация оказалась довольно запутанной.

Попросив не оглашать свое ФИО по личным причинам, заведующий посетовал, что «Парничок», принадлежащий государственному УП «Минский парниково-тепличный комбинат», не чувствует себя обласканным собственником: «Магазины нормально расположены и приносят прибыль (всего таких «Парничков» – восемь), но зарплаты смешные. Условия такие, что люди не хотят оставаться! Видимо, нужно добавить зарплату?»

паркОн высказал на этот счет свою гипотезу: «Город дал эти площади парниковому комбинату бесплатно, чтобы тот торговал своей продукцией и зарабатывал деньги – он же бюджетная организация, на дотациях. Но им выгодно, наверное, закрыть эти магазины и продать, как сегодня принято – с откатами».

Заведующий привел примеры «копеечных получек»: продавец 5-го разряда получила на руки Br2,5 млн., грузчик – Br1,9 млн., а он сам – Br4,2 млн.: «И это притом что я сумел правдами-неправдами им дать надбавки. Ко мне в слезах пришла кассирша Анна Гаврилович и спрашивает: «Как можно жить на Br1,7млн.?» Она мать-одиночка. Ладно, бывают лодыри, а эта – труженица!»

Тут заведующий развернул популярный таблоид, где черным по белому было написано, что к Новому году белорусы будут получать по 600 долларов: «Где?! У нас была революционная обстановка! Люди готовы были бастовать. Я говорю начальству парника: вы же понимаете, что такое забастовка сегодня! Для президента, для страны... Дали небольшие надбавки».

Из четырех касс «работает одна»: «Утром магазин открывает один человек. А ведь утром приходят опохмеляться и могут бутылкой по голове дать! Поэтому другой человек в личное время вынужден приходить, чтобы быть вдвоем в магазине».

Штатные единицы отбились от рук: «Два месяца нет уборщицы, а это же продукты питания, гигиена! Из трех грузчиков имеется один, да и тот пьет».

Заведующий заверил, что вместо пьющего грузчика таскать тяжести приходится хрупким продавщицам: «Женщины выгружают, когда он напьется. Ведь я его отстраняю, чтобы ничего не случилось и я за него не сел в тюрьму. Уволить? Тогда вообще не будет никого».

Три месяца назад его пригласили сюда «поднять магазин»: «Когда рядом открыли «Белмаркет», товарооборот упал в три раза. Работники мне тогда говорили: да не верьте, куда вы идете? Это болото, непрошибаемая стена! Раньше тут такая нагрузка была, а люди все равно получали нищенскую зарплату».

Однако «гендиректор сказал: ты только подними магазин, и всё – зарплата будет, какая хочешь. Мне показали положение – до 300% надбавок! И премирование – до 100%». Он рассчитывал на Br8 млн., но реальность сурово обошлась с заведующим.

Доказывая, что магазин приносит кое-какие барыши, он извлек из ящика стола документацию: «Вот цифры за три месяца. Когда мы пришли, рентабельность была – 1,96, в следующем месяце – 2,9, в последнем месяце – 3,45. Смотрите, темпы роста – 185%! Прибыль от реализации за полгода – Br577 млн. Заплатите людям деньги!»

Заведующий привел нехитрую математическую выкладку: «Если прибыль – Br96 млн. в месяц, а работает 27 человек, дай им хоть по миллиону – останется Br69 млн. Так люди не миллионы хотят, а хотя бы сколько-нибудь!»

Теперь 57-летний «антикризисный управляющий» намерен уволиться: «Не хочу работать за спасибо! Но я же не могу бросить процесс, я прихожу в 8.00 и работаю до 20.00 – некому работать. И так тут все работают!» Он посетовал, что его будто бы «не отпускают», хотя он уже пожаловался даже в администрацию Партизанского района.

«Всё на откатах»

Заведующий за версту чует «откаты»: «Например, мне надо было витрину переставить в другое место. Обслуживающая фирма приносит счет – Br8 млн. Я говорю: вы ошалели? А они говорят: не твое дело, не ты же оплачиваешь, а парниковый комбинат!» На него «давили» целый месяц, после чего заведующий согласился заплатить вполовину меньше.

Потом пришло обслуживание камер наблюдения и потребовало Br2 млн.: «Я говорю: вы что?! Холодильщики берут Br2,2 млн., так тут полный зал оборудования, а вы – за видеокамеру?» В конце концов, немало попотев, он сбил цену в три раза.

Лично он – сторонник частной собственности: «Я бы этих государственных – почти всех в шею. Зачем это государственное, которое вот так расходуется? Дай в мои руки этот магазин – я за полгода увеличу прибыль в два раза. Частник так бы не работал – давно прогорел бы. А так – чего считать деньги? Государство добавит».

Заведующий подхватил с прилавка два помидора: «В апреле-мае красивые томаты из сторонних организаций стоили Br35-36 тыс., а они свои давали нам по Br43 тыс.

Вот такой странной формы и зеленоватые. Зачем государство дает дотацию, если лучше за эти деньги купить в Испании?»

«Занимаетесь абы-чем»

Исповедь заведующего прервало руководство парниково-тепличного комбината в лице замгендиректора по идеологической работе Андрея Филиповича, который отчитал заведующего за посторонних лиц на складе, а также за то, что того нет в рабочем кабинете: «Что это за цирк? Это государственная собственность, и мы за нее отвечаем. С кем согласована съемка?» «Со мной», – вставил заведующий, но ему дали понять, что в масштабах предприятия он мало что значит.

«Вы ходите по продуктовому магазину, а по продуктовому магазину не все могут ходить, к вашему сведению, – пояснила его спутница-юрист. – Мы кормим людей – здесь хлеб, молоко, мясо».

«Да у нас до сих пор полчища крыс бегают!» – воскликнул заведующий.

«Кому вы сообщали об этом?» – спросило начальство.

«А что, никто не знает? – переспросил заведующий с некоторым ехидством. – Мы сидели тут целую ночь и ловили вручную».

«Антикризисный управляющий» магазина (справа), замдиректора парниково-тепличного комбината по идеологической работе (слева) и юрист предприятия в тёплой и дружественной атмосфере обменялись мнениями о текущей финансово-экономической ситуации

Замгендиректора пояснил, почему приезд репортеров к заведующему «Парничка» – сомнительная затея: «Он вам позвонил – и вы приехали, даже не согласовав, хотя грамотные люди. Обычно бывает, к примеру, так: приезжает к нам НГТРК снять Солодуху с Дорофеевой. Они пишут письмо: просим вас разрешить приехать на предприятие, отснять, в такое-то время показать в эфире. И мы пишем: пожалуйста!» Все материалы о важном госпредприятии должны быть согласованы, «чтобы не было коллапсов», однако это вовсе не значит, что репортерам тут не рады.

Замгендиректора добавил, что достижения комбината куда интересней, чем недоработки на местах: заведующий почему-то не рассказал, что на комбинате есть дотация на питание, при уходе в отпуск оказывается помощь, а на оздоровление предприятие и вовсе доплачивает 70%: «Если хотите побеседовать – приходите к руководителю комбината».

«Там все красиво напоют, – опять вставил заведующий. – А чего же люди бегут от такой хорошей жизни?»

«От вас лично бегут, – объяснила ему юрист. – Расскажите лучше, как вы срываете торговлю и занимаетесь абы-чем».

Плюнул в спину

У начальства была своя правда: по их наблюдениям, заведующий уже целый месяц ходит по инстанциям, срывая работу, из-за него якобы увольняется несколько человек, найти уборщицу – его прямая обязанность, да и вообще, судя по его трудовой книжке, он дольше трех месяцев нигде не задерживался. На одном из собраний он плюнул женщине в спину при подчиненных, а это, как известно, «не мужской поступок».

Разгорелся спор из-за экономических показателей: начальство считало, что заведующий их не выполняет, а тот считал, что наоборот. Потом заведующий опять пожаловался, что его почему-то не увольняют, после чего началась сплошная неразбериха. Он то садился за стол писать заявление об уходе, то прятал его в портфель, так и не дописав.

«Слушайте, ну прямо как в анекдоте: купи билет – тогда и выиграешь в лотерею, – смеялась юрист. – Вы напишите заявление – вас и уволят». Он обозвал их сказочниками, а они его – попрыгунчиком. Вдруг заведующий объявил, что больше не хочет мирного увольнения, уже обратился в администрацию района и готов дойти до суда.

По мнению начальства комбината, зарплаты сейчас везде так себе: даже те крупные сети, которые предлагают Br5-6 млн., на деле выдают на руки по Br2-3 млн. Зато там совсем нет трудовой сплоченности: например, сдав товарища, отошедшего за угол прикурить, можно получить на карман Br500 тыс. «А здесь человек целыми днями ездит по инстанциям в рабочее время – и ничего», – заметила юрист.

Заведующему припомнили, как его не было на рабочем месте на днях, когда начальство приехало украшать магазин флагами к 3 июля: «Где вы были? Я 20 минут вешал флаги – вы вообще заметили, что они висят?» Заведующий парировал, что за спасибо работать не будет – с флагами или без.

Начальство предложило альтернативу эмоциональному заведующему, который наверняка «предоставил недостоверную информацию»: «Давайте мы экскурсию проведем по комбинату. Покажите, как мы кормим и детей, и сады, как выращиваем всё по защищенной технологии. Наша тепличница заняла 1-е место в городском конкурсе и получила приз из рук мэра».

«Вы зарплату дайте!» – подсказал заведующий. «Заработайте!» – ответили ему.

Наталья Провалинская.