Беларусь-Китай: стратегическая ловушка вместо стратегического партнерства

Вот и закончился очередной (уже шестой) визит Александра Лукашенко в Китайскую Народную Республику.

Опять дежа-вю

Если верить официальным средством массовой информации, каждый из этих вояжей приносил беспрецедентные результаты. Якобы не была исключением и нынешняя поездка. "Настоящим прорывом" пропаганда назвала подписание декларации о стратегическом партнерства между нашей страной и Китаем.

Однако почему возникает стойкое ощущение "дежа вю"? Заходим на президентский сайт, находим сообщение о визите Лукашенко в Пекин, который датируется 2005 годом, и видим следующие строки: "В ходе Визита Главы Белорусского Государства в Китай в 2005 году страны заявили о выходе на уровень стратегического партнерства, что было закреплено в совместной декларации ".

Таким образом, стороны, по сути, повторили то, что уже было озвучено восемь лет назад. Наверное, то "стратегическое партнерство" оказалось таким "успешным", что о нем все забыли.

А еще попробуйте найти существенную разницу между двумя заявлениями Лукашенко:

"Коль вы идет в Европу, то приходите в центр Европы. Мы будем вам активно помогать и поддерживать в Беларуси» (2010).

"Эта страна (Китай - прим. Авт.) Должна идти в Европу. Мы готовы способствовать этому, прежде всего экономические" (2013).

Не по Сеньке шапка

Вообще же Лукашенко предлагает Китаю Беларусь в качестве "плацдарма" или "форпоста" в Европе еще с середины 90-х годов прошлого века. Однако то, что происходит, в основном напоминает топтание на месте без особых результатов.

Все попытки нынешнего главы Беларуси установить эксклюзивные отношения с КНР оказались напрасными. Кстати, "Здесь и сейчас" об этом предупреждала - например, о бессмысленности попыток вклиниться в российско-китайские отношении .

- Между Китаем и Россией наметилась тенденция тесного сотрудничество, - говорил тогда Александр Лукашенко на встрече с госсекретарем Союзного Государства Григорием Рапотой. - Хотелось бы, чтобы мы в этом большом сотрудничестве огромных государств НЕ были лишней шестерёнкой.

Мы хотели бы, чтобы Беларусь была востребована на оси Москва - Пекин.

Дивиденды - не нам ...

Наше издание тогда спрогнозировала: "На самом деле, сложно вести речь даже о тесном сотрудничестве между Россией и Китаем, потому что во многих вопросах интересы этих государств не совпадают. Присоединение же Минска к несуществующей оси Москва - Пекин вообще посмешище. Лукашенко хочет изменить роль "лишней шестерни" на статус "пятого колеса" в российско-китайской телеге. Но его предложения даже рассматриваться не будут крупными игроками через абсолютную бессмысленность".

И действительно, эта идея умерла еще до того, как Рапота покинул резиденцию Лукашенко. Никакого отклика ни из Москвы, ни из Пекина она не получила.
Расчеты же на то, что Китай возьмет на себя роль еще одного спонсора Беларуси, сбылись с точностью до наоборот. Дивиденды от двухсторонних отношений получает главным образом КНР. Торговля между странами - это на 80% китайский экспорт в Беларусь. Наши же достижения выглядят очень скромными. Например, по экономиста Леонида Заико, МАЗов мы в прошлом году продали в Китай аж 17 штук.

Пекин предлагает Минску долги по достаточно низким ставкам. Но что это за кредиты! Китайцы дают руководству Беларуси деньги при условии, что на них будут приобретены китайские товары и оборудование и выплачены деньги китайским рабочим и инженерам! А потом нам придется еще и вернуть эти долги с процентами.

Если же к этому добавить, что китайское оборудование, при помощи которого Лукашенко проводит "модернизацию", зачастую низкокачественное и морально устаревшее, вместо стратегического партнерства получается стратегическая ловушка. Беларусь попала в нее из-за того, что не увидела разницы между Россией, которая готова тратить дотации ради "дружбы народов", и Китаем, который во всем мире проводить исключительно прагматичную политику.

Валентин Сыч