Интересы США усиливаются в АТР

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), включающий Восточную и Юго-Восточную Азию, Австралию, Новую Зеландию, островные государства и владения CША в Тихом океане, а также западное побережье Северной и Южной Америк, исторически является одним из важнейших объектов реализации американской внешнеполитической стратегии. Со времени окончания Второй мировой войны и вплоть до последнего десятилетия 20-го века не было в мире страны, способной ослабить доминирование США в этом регионе.

Однако политические и экономические процессы, происходящие в АТР  последние три десятка лет, выявили серьезного конкурента Соединенным Штатам – это Китай. Именно КНР, чья решимость претендовать на спорные морские территории в Южно-Китайском, Восточно-Китайском и Желтом морях год от года  только усиливается, настойчиво стремится реализовывать в регионе  свою политику. По утверждению бывшего министра обороны США Р. Панетты, «появление Китая как региональной державы способно повлиять на экономику и нашу безопасность…».

О необходимости смещения фокуса американских интересов с Ближнего Востока в зону АТР неоднократно заявлял президент Б.Обама. Несмотря на базирование многотысячных воинских контингентов США в Японии, Южной Корее и на Гуаме, Белый дом, прикрываясь «транснациональными угрозами» в регионе, уже подписал соглашение с правительством Австралии о размещении базы американских морских пехотинцев на территории страны,  и с Сингапуром – на базирование американских боевых кораблей. Также Вашингтоном рассматриваются возможности размещения центра управления военными кораблями на Филиппинах.

Согласно новой американской военной стратегии, гигантские военные базы должны быть заменены военными объектами меньших размеров, но охватывать гораздо большее число стран региона.

Кстати, на сегодняшний день по всему миру расположено более 750 американских военных баз, что  составляет около 95%  от всех военных баз мира.

Кроме того, США  небезуспешно пытаются формировать новые военно-политические коалиции со странами АТР, имеющими разногласия с китайским руководством, а также поощряют желание отдельных государств  порвать со своей зависимостью от Пекина (например, Мьянма, две трети внешних инвестиций в экономику и половина внешнеторгового товарооборота которой приходятся на Китай).

Примечательно, что американское правительство, объявившее о программе сокращения военного бюджета на ближайшие десять лет, не планирует сокращать расходы на военное присутствие в  таком  политически, экономически и стратегически важном регионе, как АТР. К тому же у США появились возможности высвобождения и перераспределения финансовых и иных ресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион после сворачивания операций по «распространению идей демократии» на Ближнем Востоке, итогом которых в целом ряде арабских стран  стали государственные перевороты. Похоже, что в скором будущем некоторым  странам АТР будет уготована такая  же участь. Во имя демократии по-американски, разумеется…