Поедание трупов двигало эволюцию на стадии становления человека

На модерации Отложенный

Человечество о каннибализме вспоминать не любит. И правда. Ведь даже животные, и те в подавляющем большинстве себе подобных не едят. Кстати, а почему люди еще недавно употребляли себе подобных в пищу?

 

Часть антропологов и историков сегодня постепенно приходят к мысли, что каннибализм был эволюционно обусловлен. Еще Дарвин предположил, что одним из стимулов процесса эволюции была охота. Его последователи развивали эту теорию на примере австралопитеков – первого промежуточного звена от обезьяны к человеку. Это существо, еще в большей степени похожее на обезьяну, уже начало использовать каменные орудия труда – примитивные скребки, обработанные камни. Однако попробуйте поохотиться на какую-нибудь дичь, вооружившись скребком и камнем. Для чего же тогда использовались эти орудия? Судя по находкам раздробленных костей животных, их использовали для разбивания трубчатых костей и черепов, чтобы извлечь костный мозг, богатый животными белками. Другими словами, речь идет не об охоте в классическом понимании, а о трупопоедании древнего человека.

Австралопитеки поедали свежую падаль или убитых хищниками животных. Известно, что хищник поедает мягкие ткани жертвы, но не может добраться до костного мозга – зубы для этого не приспособлены. Австралопитеки же разбивали кости обглоданных хищниками трупов животных и поедали мозг.

Попадание в рацион предка человека животных белков, как считают ученые, способствовало росту мышечных тканей, увеличению объема мозга и росту агрессивности.

Уже неандертальцы отличались повышенной агрессивностью, вели друг с другом настоящие войны за территории. Вот как раз на их стоянках и обнаруживаются раздробленные и обугленные кучки человеческих костей вместе с костными останками животных. Возможно, это убитые и съеденные враги, ведь до сих пор «военный каннибализм» практикуется некоторыми народностями Папуа-Новой Гвинеи, да и в Африке время от времени случаются подобные прецеденты. Американский ученый Ричард Малар из Колорадо убедительно доказал, что неандертальцы ели себе подобных. В исследованиях окаменевших испражнений неандертальцев были найдены молекулы человеческого гемоглобина, которые могли попасть туда только, если неандерталец принимал в пищу себе подобного.

По материалам Александра Трифонова, 24.01.2005