Как построить интернациональный бизнес
На модерации
Отложенный
Более 20 лет я, фламандец по происхождению, бельгиец по гражданству, работаю в России и, вы будете смеяться, не даю взяток. Да, если бы моя компания Emerson Process Managemant, владеющая в Челябинске заводом «Метран», производящим уникальные измерительные приборы, системное управление и программное обеспечение для разных отраслей, давала взятки, - мы продавали бы продукции процентов на 25-30 больше. Но есть один нюанс: когда играешь в долгую, когда имеешь долгосрочный экономический интерес в стране, коррумпировать окружающее пространство… невыгодно.
Больше двух лет назад на этой же полосе я опубликовал статью «Маленькое Сколково», рассказав об опыте инновационного бизнеса в России без использования сколковской модели. Спустя два эти года мы начали строить (не арендовать, а именно покупать и строить!) новый офисно-производственный комплекс, вложим в проект 40 миллионов долларов, уходить не собираемся, вкладываем деньги в мозги: наш кадровый потенциал — это студенты Южно-Уральского государственного университета (ЮрГу), его приборостроительного факультета. В общем и целом нас 42 региональных представительства в России и СНГ, 1600 сотрудников. Из них на производственно-научных площадях в Челябинске работает 1000 человек, к 2015 году их число увеличится вдвое. В 2012 году объем наших продаж в России — 500 миллионов долларов. За последнюю трехлетку мы росли в год в среднем на 20% — темпы, которым в лучшие годы позавидовали бы «азиатские тигры». И ведь не на нефти и газе, в российской правовой и производственной среде, которая считается не очень комфортной…
Вот представьте: вы родились в Челябинской области в маленьком поселке, обнаружили в себе склонность к инженерии. Ваше будущее? Работа грузчиком в магазине не по специальности, с осознанием гордости за то, что видели падение метеорита и ходили на матчи хоккейной команды «Трактор»?
Да, возможно. Отъезд за границу, с тем чтобы работать по специальности? Весьма вероятно. Переезд из Челябинска в столицу России в поисках лучшей доли? Так происходит довольно часто. Но возможен еще один вариант. За 8 последних лет компания Emerson выдала 150 грантов студентам, 35 студентов в последней трехлетке ежегодно стажируются в интернатуре Emerson.
Так что и уезжать никуда не надо: можно работать по специальности и в суперинновационной сфере в столице региона.
В общем, нам нравится работать в России, выгодно работать в России, и не только в Москве, а в регионе с мощнейшим кадровым инженерным потенциалом. При этом мы мировая компания, и 70% разработок готовится для мира, но 30% — для России. Этот бизнес в России и для России, но он — интернациональный.
Еще один важнейший момент — университет и университетская наука, тесно связанная с практикой и производством. В России сейчас много разговоров о реформе РАН, о реформе науки, о том, что ничего толком сделать нельзя, денег нет, разработки российских ученых неконкурентоспособны, надо уезжать, закрываться… А вот вам пример: не Москва, не академия, а университет. Деньги привлекаются, потому что нужны продукция и новые разработки. Лаборатория интеллектуальных измерительных систем PlantWeb работает, лаборатория наноисследований работает, суперкомпьютер работает. Студентам интересно на современном оборудовании заниматься наукой и разработками, которые не пойдут «в стол». Они
знают, что не останутся без работы, если пойдут по производственной или академической стезе. Связь образования, науки и производства — прямая.
Да, мы вовремя «поймали» момент, когда нужно было войти в Россию. Адекватно оценили кадровый научный и инженерный потенциал страны, определенного ее региона и университета. И вот результат — без единой взятки, при, не побоюсь пафосного слова, гармоничных отношениях с местной администрацией. А еще говорят, что Россия бесперспективна с нефтью, газом, пенькой, лесом и прочими сырьевыми традициями и сырьевыми проклятиями. Просто не надо бояться иностранных инвестиций и надо работать честно, понимая, что бизнес наднационален. Характерно, что рабочая сила не ощущает себя туземцами, нанятыми задарма для простых работ. Выгодно всем. Это и есть инновационный капитализм.
Йохан ВАНДЕРПЛАЕТСЕ, вице-президент Emerson Process Managemant по СНГ и Турции
Комментарии