Рожать нельзя работать

На модерации Отложенный
Рожать нельзя работать



Молодые мамы — изгои на рынке труда

Москвичке, счастливой молодой маме Светлане Геннадьевне Ивановой, пришлось на собственном опыте прочувствовать, что значит жить в параллельных мирах. С одной стороны, благостный мир российских законов, а с другой — сумрачная реальность, в которой эти замечательные законы явно буксуют.


ВСЕ ПОЛТОРА ГОДА, начиная с ухода в декретный отпуск, ей пришлось вести постоянную борьбу за получение законно причитающегося пособия. «Компания, где я работаю, просто издевалась, — жалуется Светлана. — Чтобы получить перечисленные государством деньги, приходилось каждый раз умолять, просить и напоминать о своём существовании. А последние полгода мне заявляют, что компании нет, она «куда-то вдруг подевалась», и что ничем помочь не могут. Обращалась в Государственную инспекцию труда, в прокуратуру — результатов никаких».

Вообще, молодые мамы на рынке труда — настоящие изгои. Работодатели шарахаются не только от мам маленьких детей, беременных, но даже от потенциальных родительниц — женщин 30—35 лет. Это удивительно, тем более что, например, пособие по уходу за ребёнком до 1,5 года выплачивают не организация или фирма из своего кармана, оно перечисляется из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Правда, выплата пособия действительно производится по месту работы, что толкает некоторых нечистых на руку работодателей на откровенное мошенничество: деньги из бюджета получить, но женщине не выплатить. Были случаи, когда мошенники специально нанимали на работу именно беременных и, получив для них деньги, банкротились, исчезая вместе с «мамочкиными пособиями». Впрочем, можно и не морочиться с банкротством.

«Нахожусь в декретном отпуске с августа 2012 года, — рассказывает Хельга из Старого Оскола. — Работодатель не выплачивает пособие по уходу за ребёнком до 1,5 года. Просто так, ну не хочет. В декабре обратилась в прокуратуру, сразу выплатили всю задолженность. На этом всё, опять тишина. Очень проблематично с маленьким ребёнком обращаться туда каждый месяц».

А работодатель тем временем, похихикивая, имеет возможность, ничем не рискуя, прокручивать поступающие ему из бюджета суммы.

Так что для российских матерей самый вроде бы счастливый период их жизни превращается в сплошную мороку. Казалось бы, законодательство так продумано, что расти себе ребёнка и ни о чём не беспокойся. Однако в нашей стране закон и реальность — вещи, порой совершенно несовместимые.

Вот, казалось бы, законодательство позаботилось, чтобы за женщиной, уходящей в отпуск по уходу за ребёнком, сохранялись место работы и должность. Нельзя также сократить женщину с ребёнком до трёх или до 14 лет, если мама одинокая. Однако разве кого-нибудь из работодателей это останавливает?

«Я звоню на работу, и мне говорят, что, пока я тут в отпуске сижу, мою должность сократили и иной работы нет, — делится своими переживаниями Екатерина из Пермского края. — Я, конечно, в панике, ведь скоро собираюсь выходить на работу.

Налицо ущемление моих прав, любой суд восстановит меня в должности, но связываться с судом не хочется, мне же ещё работать там. По сути, мне в таком случае должны предложить другую должность или вернуть мою, но они этого делать не хотят. Я в шоке».

Читаешь наши законы и не нарадуешься: какое счастье в нашей стране рожать детей! Будущих мам запрещено посылать в командировки, задействовать в ночных и сверхурочных работах, женщинам с маленькими детьми предоставляются всевозможные льготы и гарантии, им не имеют права устанавливать испытательный срок, заменять декретный отпуск денежной компенсацией и т.д. и т.п. На деле наоборот, эти написанные нормы социальной защиты очень часто усиливают дискриминацию женщин, понижают их конкурентоспособность на рынке труда. На собеседовании при приёме на работу молодой женщине в ста процентах случаев зададут одни и те же, казалось бы, интимные вопросы: «Замужем ли вы? Беременны ли? Собираетесь ли в ближайшее время замуж?» И ответы на них волнуют работодателя в гораздо большей мере, нежели профессиональные качества претендентки на рабочее место.

Однако, несмотря на массовость данной практики, в российские суды не поступало ещё ни одного иска на работодателей по причине отказа в приёме на работу. Женщины говорят, что доказать факт нарушения норм трудового законодательства не представляется возможным, поскольку истинных мотивов отказа работодатели, как правило, не называют, тем более не дают письменного обоснования.

В результате женщины поставлены перед очень сложным выбором: биться головой о стену, отстаивая свои права, или повышать свою конкурентоспособность на рынке труда, полностью отказываясь от своих прав.


Разговорившись с совсем молоденькой беременной женщиной, которая трудится в нашем привокзальном ларьке, я похвалила человеколюбие её хозяина, решившего принять её на работу. На что будущая мама шёпотом и озираясь поведала мне печальную историю о том, как её, узнав о её положении, упорно не хотели принимать на работу в разных, вполне респектабельных бюджетных, государственных и полугосударственных организациях и как смилостивился нынешний хозяин, взяв без всякого трудового договора, на «чёрную» зарплату. Теперь беременная женщина и ночью работает, и ящики с фруктами таскает, а государство в таких случаях умывает руки.

Молодым женщинам, которым просто некуда деваться, приходится идти на унизительные уступки работодателям. Так, многие, даже крупные торговые сети, подстраховываясь, подписывают с продавщицами трудовые договоры лишь на три месяца. Некоторые работодатели требуют от женщин, вплоть до письменных обещаний, не беременеть, а если это случится, сразу же уволиться по собственному желанию. Многим мамам приходится подключать к уходу за ребёнком родственников или искать няню, но на работу выходить досрочно. Многие вынуждены отказываться от бюллетеней по болезни ребёнка.

Так что вопрос о рождении второго, а тем более третьего ребёнка для большинства женщин звучит в данной враждебной им ситуации вполне риторически.

Чтобы выбраться из демографической ямы, в которую мы падаем, мало прикрываться красивыми фиговыми листками, которые у нас принято именовать законами, необходимо менять менталитет, начиная от законодателей, кончая самым мелким хозяином-лавочником. Если мы сейчас не осознаем, что лозунг «Дети — наше будущее!» не просто набор звонких слов, потом будет уже поздно.