В доисторической Англии каннибализм был обыденным и ритуальным
На модерации
Отложенный
Время приема пищи в пещере Гоф в графстве Сомерсет на юго-западе Англии 14 700 лет назад было не для слабонервных. В меню были люди для употребления своими же сородичами.
Окаменелые кости черепа человека из пещеры Гоф, которые были тщательно зачищены каменными орудиями. Насечки и следы от ударов на лицевых костях.
(A) Насечки и следы от ударов на лицевых костях из пещеры Гоф (масштаб = 10 мм). (а-g), 3D изображения антропогенных видоизменений (масштаб = 1 мм) (программный пакет Alicona). (B), фотография следов от ударов на нижней губной границе правого центрального резца (масштаб = 5 мм).
Антропологи долго изучали свидетельства каннибализма, записанные в окаменелостях человеческих останков, однако установить его существование и выяснить, почему люди ели друг друга, оказалось трудным делом. Новое научное исследование обеспечивает свежий взгляд на человеческую бойню, которая происходила на этом месте, на побуждающие мотивы и намекает, что в доисторические времена каннибализм, возможно, был более распространен, чем считалось ранее.
Исследование каннибализма ископаемого человека традиционно сконцентрировано на признаках повреждения костей каменными орудиями – насечках от нарезки мышц от костей и следах от ударов для извлечения питательного костного мозга – с тем, чтобы отличать человеческую деятельность от деятельности крупных кошек и других хищных животных. Однако выяснить, отделялась ли человеческая плоть от кости по ритуальным причинам или же для приготовления пищи – задача мудреная. С этой целью недавно ученые начали искать признаки наличия на костях следов человеческих зубов, которые не оставляют сомнений в намерениях. Используя критерии, разработанные Пальмирой Саладье из Каталонского института палеоэкологии и социальной эволюции в Таррагоне, Испания, и ее коллегами для идентификации следов зубов человека на костях, исследователи пересмотрели человеческие останки из пещеры Гоф. Результаты были поразительными. 22 сентября 2012 г. на ежегодном заседании Европейского общества по изучению эволюции человека в Бордо тафономист Сильвия М. Белло из Музея естественной истории в Лондоне представила аудитории находки своей исследовательской группы.
Белло сообщила, что человеческие кости из пещеры, представляющие как минимум четырех человек, в том числе ребенка в возрасте около трех лет, показывают многочисленные свидетельства обгладывания людьми, в дополнение к обширному числу насечек, оставленных каменными орудиями. Действительно, большинство костей книзу от шеи несут на себе убедительные следы зубов человека. Каннибалы, похоже, нарезали каменными ножами филе из основных мышц, а затем отгрызали остальные кусочки. Даже концы фаланг пальцев стопы и костей ребер обгрызали, быть может, так, чтобы их скромные запасы костного мозга можно было высосать.
Интересно, что в отличие от зачерепных костей, ни одна из костей черепа не несет на себе следы зубов. Тем не менее, они были тщательно очищены от плоти. Каждая частица мягких тканей, в том числе глаза, уши, щеки, губы и язык, по-видимому, были дотошно удалены при помощи каменных орудий. Но каннибалы постарались сохранить свод черепа, отделяя его от лица и формуя края, чтобы изготовить то, что Белло и ее коллеги ранее называли чашами для питья и кубками, те, о которых хорошо известно из этнографическим данных.
В общем и целом, свидетельства из пещеры Гоф говорят о том, что людоедство существовало, и оно было ритуальным. Она объяснила, что существование каннибализма ради выживания кажется маловероятным, потому что эта площадка содержит огромное количество останков животных, что означает, что люди не голодали. Кроме того, если бы они ели себе подобных в состоянии отчаяния, то они, вероятно, не слишком озабочивались бы извлечением мозга и вместо этого просто разбивали череп, чтобы получить доступ к жирному органу внутри. Вместо этого, Белло утверждает, что обработка человеческого тела являлась традиционной. Люди в пещере Гоф ели тела своих ближних ради пропитания, не давая хорошему мясу портиться впустую, а затем производили из черепов чаши для ритуала. В сущности, Белло полагает, что в прошлом, учитывая практическую пользу, каннибализм был относительно обыденным явлением.
Во время вопросов и ответов после презентации результатов исследования, палеоантрополог Жан-Жак Убле из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге задал вопрос о том, какие существуют доказательства, что целью изготовления чаш из черепов была, именно, ритуальная деятельность, а не утилитарная. Белло в ответном слове отметила, среди прочего, что исторические свидетельства показывают, что австралийские аборигены, которые делали чаши из черепов, использовали эти емкости на ежедневной основе, причем точно знали, откуда произошла каждая из них. Она также прокомментировала, что из черепа ребенка не получилось бы хорошего сосуда для питья, потому что его швы еще не полностью срослись, и все же детские черепа использовались и обрабатывались в точности так же, как черепа взрослых. А это еще одно доказательство того, что чаши из черепов имели ритуальное назначение. Отвечая на вопрос из зала о том, участвовали ли дети в празднествах вкушения людей, Белло сказала, что следы от детских зубов невозможно отличить от зубов взрослых, потому что только кончик зуба оставляет отметину.
Белло также отметила, что теперь, когда исследователи имеют способы определения следов зубов человека, они могут обнаружить больше доказательств существования каннибализма в палеонтологической летописи наших предков. Ученые теперь могут пересмотреть археологические материалы с доисторических стоянок с неубедительными доказательствами каннибализма и проверить кости на наличие человеческих укусов.
Кейт Уонг, 24.09.2012
Перевод: Логунов А.В.
Комментарии